Экспорт сельскохозяйственной продукции из России будет ежегодно увеличиваться на 7-10% и к 2025 году достигнет $30 млрд, предсказал первый заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов в кулуарах Российского инвестиционного форума. Ранее глава Минсельхоза Александр Ткачев сообщил, что в 2017 году экспорт такой продукции увеличился на 15% и достиг $20 млрд. Сможем ли мы за семь лет на 10 млрд увеличить экспорт в сфере АПК? Отвечает директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов.
– Андрей Андреевич, рост экспорта, предсказанный господином Хатуовым, – цифра реальная?
– Рост в 10% (в год – прим. ред.) – это довольно консервативная оценка. Мы можем увидеть и более высокие цифры. Стоит понимать, что мы говорим про деньги, и рост этот будет связан не только с увеличением объемных показателей экспорта в тоннах, но и с ростом в денежных показателях. Я полагаю, что мы в ближайшие годы увидим постепенный рост цен на все сельхозтовары. Это, при прочих равных, автоматом поднимет стоимость экспорта.
– За счет каких позиций будут расти объемы экспорта?
– Все останется как прежде. Основное – это зерновые: пшеница, ячмень, кукуруза. Предположительно, кукуруза будет расти более высокими темпами, чем остальные зерновые культуры. Во вторую очередь – масличные и продукты их переработки. Масло, шроты и непосредственно сами масличные. И плюс, конечно, будет оставаться весьма важной позицией экспорт рыбы.
Увидим постепенный рост экспорта мяса и птицы. У молочной и овощной продукции в обозримом будущем перспектив нет.
– Какие страны являются основными потребители нашей продукции?
– Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Юго-Восточная Азия.
– Как обстоит дело с помощью со стороны государства? Предвидится ли у нас какая-то «мегагосподдержка» АПК, раз пошла речь об увеличении экспорта?
– Никакой мегагосподдержки нет – меньше слушайте чиновников. С точки зрения сельхозпроизводителей финансовой помощи всегда будет недостаточно; с точки зрения Минфина эта помощь всегда будет избыточна. Если взять всю мировую практику, то российское сельское хозяйство поддерживается в чуть меньшей мере (в относительных показателях, разумеется, не в абсолютных), чем в ЕС и США.
– Что могло бы радикально помочь нашему сельскому хозяйству?
– Появление стабильных, понятных и предсказуемых правил игры. Выполнение тех программ, которые заявляются. Часто это касается госпрограмм. Несмотря на разговоры о господдержке, на деле все иначе. В этом году господдержка будет существенно ниже, чем это было заложено в госпрограмме развития сельского хозяйства. Заложено в федеральном аграрном бюджете более 300 млрд рублей, а дадут 240 млрд. На десятки процентов меньше, чем это было заложено изначально в госпрограмме. И это вопрос в первую очередь к чиновникам.
– Что является лимитирующим фактором для экспорта, например, зерна? Недостаточное число зернохранилищ или нехватка портов?
– Хранилища не лимитируют экспорт зерна. Проблем с хранением нет. И это хорошо показал 2017 год. При том огромном предложении зерна, которое у нас было в прошлом году, а это не только рекордный урожай, но и высокие переходящие запасы, у нас были относительно непродолжительные проблемы с хранением зерна в Поволжье. И все. Хотя крупные элеваторы действительно особо не строятся, зато очень активно повсеместно строились в предыдущие годы хранилища и склады. Кроме того, в последние годы пошло активное распространение так называемого «хранения в рукавах» – когда зерно хранится, по сути, в больших пакетах. Это стоит копейки.
Основной лимитирующий фактор для экспорта – это нехватка портов. Но они все время расширяются, активно строятся.
Наш последний прогноз экспорта – 48 млн тонн. Предыдущий сезон был – 37 млн тонн. И это был рекорд. Мы такие объемы несколько лет назад еще не делали. А порт в отличие от склада быстро не построишь. Поэтому это обычные проблемы роста, которые, как я думаю, будут решены в ближайшие несколько лет.
– Каков прогноз относительно урожая зерновых в 2018 году? Обновим рекорды?
– У нас есть оценка будущего урожая – это 128 млн тонн зерновых в целом, 77 млн тонн пшеницы. Если мы увидим что-то похожее на эти цифры, то это будет очень высокий урожай, второй такой урожай за всю российскую историю, включая советское время. И вновь будет огромное предложение зерна. Из-за того, что мы не сможем полностью реализовать свой экспортный потенциал из-за нехватки портов, будут огромные переходящие запасы – то, что останется от этого сезона. Вкупе с новым высоким урожаем предложение зерна в новом сезоне останется на таком же уровне. Например, конкретно по пшенице, предложение ее в этом сезоне – 100 млн тонн. Это урожай плюс переходящий запас. В новом сезоне предложение снизится весьма незначительно – до 97 млн тонн.
" Сможем ли мы за семь лет на 10 млрд увеличить экспорт в сфере АПК? Отвечает директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов."
..господа строят грандиозные планы , не говоря ни слова о главных производителях этого экспорта , ни слова о том сколько будет вложено в сельское хозяйство , какая будет поддержка на обрабатываемый гектар наших огромных территорий , но у нас же капитализм и первый закон капитализма -это прибыль, а какая была получена прибыль селом в прошлом году , никто даже словом не обмолвится..а прибыль была никакая , потому ,что цена на зерно , наш главный экспорт, упала местами вдвое ..и кто вам будет жилы рвать в таких условиях..так что господа живут в другом мире , оторванном от реалий и песни поют ни о чём..да бы не потерять своё кресло
Иван, вы не совсем правы.Упала внутрення цена на зерно, на чикагской бирже она не изменилась.И экспортеры чуствуют себя нормально. По поводу экспорта- здесь согласен с Андреем Сизовым. Если и будет рост, то только за счет цен.реальных шансов увеличить физический объем продлаж или ввести новые товары, с высокой переденой стоимостью, почти нет. Хотя имеет потенциал по мясу, мороженному.
А кроме зерна есть еще остальное сельское хозяйство. А зерноводство превратилось в какую то добычу песка и селитры с янтарем.
Пора прекращать погектарку, а лучше и вообще налог на поля увеличить.
Аноним,а какую погоду делает это погектарка отними неотними, если из 300 кубов дизтоплива что мне нужно на год на погектарку приходиться 8 м3 и то все с плюсом уходит на нужды администрации района,помошь жителям сел,некому же леса опахивать,зимой от снега дорог чистить в селах.Насчет зерна ты прав надо было хотя бы на год сократить всем на 50% сев пшеницы,пока цены стабильно не станут по схеме цена на порту минус две тысячи нам.
Андрей !
Если глубоко задуматься … где на какой культуре сколько нужно литров Диз топ к сожаленью мы с вами зрим в корень и наверное таких как мы не одна тысяча …
Расход ГСМ в зависимости от возделываемой культуры от 55литр до 110 литр на 1 га.
Взгляд зафиксировал бегущую строку в телеке ;
Царь выделил НКО 8 млрд для социальных проектов , дабы они не бузили в марте он произвёл смазку мехагизма лояльности — проще говоря купил голоса за деньги налоплательщиков.
Специфический подход к каждому слою населения , к каждому сословию — хорошая школа
Но вот почему не созидателей кто показывает рост , а людей занимающихся бла, бла, бла — так ведь март месяц на носу всплывает ответ сам по себе в мозгу.
Разделить и вычислить сколько на 8 млрд выйдет литров ГСМ, тракторов МТЗ, комбайнов Полесье, Молодняк КРС,
Сколько пенсий, зарплат учителям и врачам, можно повысить……
Сколько квартир детям сиротам и дольщикам …
Интересно что дороже ..8 млрд на бла, бла ,бла для НКО………
.или……Зерновая интервенция по одной — двум культурам ( пщеница , ячмень ) либо по двум сортам пщеницы..
Кто скажет 8 млрд на инфляции не отразятся???