Истощение биоресурсов внутренних водоемов России – морей, озер и рек – с 80-90-х годов прошлого столетия приняло практически необратимый характер. Причиной этого является целый комплекс природных и антропогенных факторов. Азово-Черноморский бассейн (АЧБ), где в советское время добывалось до 200 тысяч тонн рыбы в год, сегодня с натугой обеспечивает половину этого объема. Очевидно, что будущее рыбоводства и производства морепродуктов – за марикультурой. Этот вид деятельности на юге России только-только начинает развиваться.
Ай, Черное море – хорошее море?
СССР в 70-80-х годах прошлого века добывал в Черном и Азовском морях в среднем около 200 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Основу рыболовства составляли черноморская раса анчоуса, шпрот, мерланг, ставрида, кефаль. После распада Советского Союза и последовавшим за этим резким ухудшением экономического положения страны объемы вылова рыбы и морепродуктов сократились почти в 10 раз. На лидирующие позиции по показателям рыболовства в Черном море вышла Турция. Однако к началу 90-х годов XX века и турецкие объемы добычи рыбы и морепродуктов здесь сократились почти в 3 раза (с 470 до 160 тысяч тонн). Аналогичное снижение наблюдалось и в других причерноморских странах – Румынии и Болгарии.
Практически синхронное сокращение объемов рыболовства в 1990-х годах в основных рыбопромысловых районах Черного моря объясняется не только ухудшением экономического положения России и стран бывшего советского блока. Основными причинами деградации биоресурсов АЧБ стали обстоятельства природного характера и антропогенный фактор. Прежде всего, это значительное смещение потоков тепла и влаги по направлению от океана на северо-восток Европы в результате изменения атмосферной циркуляции над Северной Атлантикой, что сказалось на численности рыбных популяций и объемах вылова.
Другой причиной оскудения биоресурсов в АЧБ стал сверхинтенсивный промысел. При регулярном изъятии более 50% от объемов нерестовых стад популяции рыб истощаются и теряют способность к восстановлению. В Черном море к 1980-м годам были выловлены крупные хищные рыбы, а вслед за ними – большая часть планктоноядных рыб – хамсы и шпрота. К середине 80-х годов XX века турецкие и советские рыбаки изъяли более половины популяции черноморской и азовской хамсы. А когда стало меньше мелкой рыбы – осталась без пищи еще сохранявшаяся после предшествовавшего перелова крупная рыба.
Место выловленных питающихся планктоном рыб заняли быстро размножающиеся медузы. В числе прочего планктона они активно поедают также рыбную икру и личинки. Расплодившиеся медузы не дают восстановиться рыбным популяциям. Кроме того, в конце предшествующего столетия экосистема АЧБ подверглась нашествию чужеродного хищника – гребневика Mnemiopsis leidu, который с не меньшей скоростью, чем медузы, уничтожал запасы кормового зоопланктона для молоди промысловых рыб.
Еще одна причина уменьшения рыбных популяций АЧБ – его загрязнение бытовыми и промышленными стоками. Резкое сокращение численности скумбрии и тунца в Черном море произошло в значительной степени из-за того, что на пути их ежегодных миграций из Мраморного моря в Черное встал «химический барьер» – город Стамбул с его 15-миллионным населением. В густонаселенных старых районах этого города практически отсутствуют эффективные очистные сооружения. Как следствие, тунец и скумбрия ограничивают свои весенне-летние миграции в Черное море через загрязненный Босфор. Значительному загрязнению подвергаются также и районы миграций хамсы, ставриды и кефалей вдоль побережья Таманского полуострова Краснодарского края, Крыма и в Керченском проливе.
Объемы вылова рыбы и морепродуктов в России стали демонстрировать некоторую тенденцию к росту лишь в середине первого десятилетия XXI века. Однако в целом вклад рыбного промысла в Азово-Черноморском бассейне (АЧБ) в общероссийский объем добычи природных биоресурсов невелик. Суммарно Волжско-Каспийский и Азово-Черноморский рыбопромысловые бассейны обеспечивают 1-1,5% годового объема добычи рыбы в России. Средний объем вылова в этих водных бассейнах в 2013 году составлял чуть более 30 тысяч тонн в каждом. Рекордным по объемам добычи стал 2016 год, когда вылов в АЧБ достиг 102 тысяч тонн – половина годового объема времен СССР. Как полагают эксперты, годовой объем рыболовства в АЧБ может достичь 120-130 тысяч тонн при условии увеличения мощности рыболовецкого флота и восстановления береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры, что, однако, требует значительных инвестиций.
Черноморская марикультура – процесс пошел!
Марикультура является одним из направлений аквакультуры – деятельности по искусственному воспроизводству водных биоресурсов. Объектами марикультуры являются морские гидробионты, относящиеся к разным типам организмов: водоросли, беспозвоночные, рыбы и млекопитающие. В последние 10-15 лет глобальная марикультура интенсивно развивалась как в странах, имеющих длительные традиции воспроизводства морских гидробионтов, так и в тех, где эта сфера деятельности раннее практически отсутствовала, в том числе и в России. Объемы продукции аквакультуры в мире ежегодно прирастают на 10%.
Как показывает мировая практика, развитие марикультуры не может осуществляться без должной государственной поддержки. В 2007 году Минсельхозом РФ была утверждена «Стратегия развития аквакультуры Российской Федерации на период до 2020 года». Федеральный закон «Об аквакультуре» был принят всего 5 лет назад – в 2013 году. В 2015 году в РФ было выловлено 4,2 миллиона тонн водных биоресурсов, из которых продукция аквакультуры составила всего 160 тысяч тонн. Доля товарной рыбы в России, таким образом, составила менее 3,6% от общего объема произведенных водных биоресурсов. Для сравнения: в Израиле – 88%, Китае – 70%, Норвегии – 33%. Общий планируемый объем производства по всем направлениям аквакультуры к 2020 году, согласно принятой стратегии, должен составить 315 тысяч тонн.
Искусственное разведение морских гидробионтов в России получило наибольшее развитие в Приморском крае, благодаря сильному спросу со стороны сопредельных государств – Китая, Японии и обеих Корей. Марикультура в регионе АЧБ находится на самой ранней стадии развития. Первые морские фермы по выращиванию рыбы и двустворчатых моллюсков стали появляться на Черном море всего 3-10 лет назад. При этом спрос на моллюсков в России достаточно высок. Потребление моллюсков в России в 2015 году составило 5,8 тысячи тонн, большая часть (5,5 тысячи тонн) пришлась на импорт. Пробы показали, что лучше всего в Черном море приживаются мальки с Дальнего Востока. При этом черноморские моллюски отличаются более нежным и менее соленым вкусом. По данным РБК, объем производства мидий в России в 2015 и 2016 годах составил 119,3 тонны. По итогам 2017 года этот показатель должен был увеличиться до 200 тонн. В первом полугодии 2016 года на черноморском побережье Кавказа было произведено 7 тонн мидий и устриц. Для сравнения: за весь 2014 год в Краснодарском крае было выращено 9 тонн мидий и 2 тонны устриц.
Необходимые стартовые условия для деятельности мидийно-устричных и рыбоводных хозяйств в АЧБ были созданы благодаря разработке региональными администрациями в Краснодарском крае и в Республике Крым процедур формирования и закрепления рыбоводных участков за предприятиями в акватории Черного моря. В августе 2016 года власти Краснодарского края сформировали и распределили тысячу гектаров участков в акватории Черного моря для выращивания мидий и устриц. Всего на аукцион было выставлено 12 рыбоводных участков, которые выиграли 7 компаний.
В Крыму на сегодня действует только одна устрично-мидийная ферма, принадлежащая ООО «Крымские морепродукты». Основанная в 2015 году, компания эксплуатирует участок площадью 210 гектаров на озере Донузлав. Проектная производственная мощность – 1 тысяча тонн мидий и 6 миллионов штук тихоокеанской гигантской устрицы. В перспективе «Крымские морепродукты» планируют выпускать 5 миллионов личинок для устричных ферм, в том числе и на экспорт. Согласно сведениям Росрыболовства, в Крыму можно выращивать около 14 миллионов штук устриц в год. Помимо двустворчатых моллюсков в настоящее время в Республике Крым реализуются фермерский проект выращивания осетровых. В декабре 2017 года китайские предприниматели обсуждали с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым перспективы промышленного производства креветок в Сакском и Красноперекопском районах. По мнению специалистов, геотермальные источники Крыма идеально пригодны для выращивания гигантских креветок
В Сочи в поселке Головинка Лазаревского района с 2015 года действует медийно-устричная ферма «Куршавель». Здесь на участке площадью 60 гектаров производят устриц и мидий и поставляют их в местные рестораны. В связи большим спросом «Куршавель» не успевает выращивать нужное количество моллюсков и намеревалась увеличить объем производства устриц с 60 тысяч в 2015 году до 300 тысяч в 2016 году. За тот же период выпуск мидий планировалось нарастить с 40 до 60 тонн. Большие перспективы имеются в развитии производства форели в садках, установленных в прибрежной части Черного моря. Компанией «Экофиш», работающей в районе Хоста на территории Большого Сочи, только за один 2010 год было произведено и реализовано более 300 тонн радужной форели, выращенной в море, в 5 километрах от берега. В летний период в этих же морских садках возможно выращивание таких высокоценных объектов, как сибас, дорадо, которые сегодня производятся в Турции и поставляются на российский рынок.