После введения продуктового эмбарго производители мяса и мясных продуктов в России сумели нарастить внутреннее производство и в настоящее время переходят на этап широкой экспортной экспансии. Один из крупнейших российских мясопроизводителей «Мираторг» недавно объявил о начале массированных экспортных поставок в регион Персидского залива.
Мясной экспорт на подъеме
12 марта в ходе Всероссийского форума сельхозпроизводителей в Сочи совладелец компании «Мираторг» Виктор Линник, обращаясь к Владимиру Путину, заявил: ««Мы на самом деле в самом начале пути по экспорту мяса, но уже сейчас экспортируем мясо и продукцию из мяса в более 30 стран мира. Начали экспорт в Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн и Ирак – в основном это страны Персидского залива». Благодаря успешным переговорам между главой российского государства и королем Саудовской Аравии, состоявшимся в октябре 2017 года, сообщил Виктор Линник, «Мираторг» сумел получить разрешение ветеринарной службы королевства на поставку мяса и мясных продуктов в эту страну. Если бы не эта королевская милость, процедура ветеринарной и производственной сертификации продукции «Мираторга», длившаяся до этого три года, могла бы затянуться на неопределенное время. В ответ Владимир Путин обещал передать при случае слова благодарности саудовскому монарху.
В 1991 году, последнем году существования СССР, в стране было произведено 9375 тысяч тонн мяса. В тяжелые 90-е годы мясная отрасль, как и многие другие, рухнула. Ее восстановление началось лишь с наступлением нулевых годов, и только лишь в 2015 году, произведя 9565 тысяч тонн мяса и мясопродуктов, новая Россия сумела достичь советских показателей. По данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса, объемы производства в последующие 2016 и 2017 годы составили соответственно 9899 и 10333 тысяч тонн. Отсчет более-менее существенного выхода отечественных мясопроизводителей на внешние рынки можно вести примерно с 2007 года, после которого объемы внешнеэкономических поставок стали неуклонно возрастать. Увеличиваясь год от года, экспорт мяса и субпродуктов из России за последнее десятилетие вырос с 1,4 тысячи тонн в 2007 году до 237 тысяч тонн в 2017 году, то есть почти в 170 раз. Как отмечает портал «Агроинвестор», в истекшем году основной объем отгрузок пришелся на мясо птицы – 161,7 тысячи тонн, что на 44% больше уровня 2016 года. Поставки свинины с учетом шпика и субпродуктов увеличились на 37% – до 72,3 тысячи тонн. Вывоз говядины составил 2,7 тысячи тонн против 1,8 тысячи тонн годом ранее.
Эта восходящая тенденция, судя по прогнозам специалистов, сохранится на обозримую перспективу, учитывая рост потребления мяса в мире. Потребление говядины, свинины, телятины и мяса птицы на душу населения с середины 1990-х годов в развивающихся странах и странах с развивающейся экономикой ежегодно растет примерно на 3%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет около 0,4%. Наибольший рост потребления мяса на душу населения приходится на регион, на который нацелился Мираторг – Ближний Восток и Северную Африку (БВСА), за ним следуют Юго-Восточная Азия и Южная Америка. В регионе БВСА потребление мяса на душу населения с середины 1990-х годов удвоилось – с 12 до 24 кг, в основном за счет потребления мяса птицы. В Юго-Восточной Азии и Южной Америке этот показатель вырос с 10 до 18 кг и с 55 до 85 кг соответственно. В развитых странах потребление мяса на душу населения, будучи уже выше, чем в развивающихся, тем не менее также увеличилось с 86 до 92 кг.
Зарубежные рынки с подвохом
Наращивание экспорта российскими мясопроизводителями за последние десятилетие шло как за счет увеличения физических объемов поставок, так и за счет роста числа экспортеров и расширения географии. По данным Россельхознадзора, сейчас в реестре экспортеров продовольствия около 3850 компаний, в том числе 286 предприятий, поставляющих на зарубежные рынки мясную продукцию. Крупнейшими среди них являются «Черкизово» и «Мираторг», занимающие ведущие позиции в перечне самых больших производителей мяса и мясопродуктов в России. Хотя основными потребителями российского мясного экспорта по-прежнему остаются бывшие советские республики, среди ТОП-10 импортеров присутствуют основные глобальные центры реэкспорта – ОАЭ в регионе Персидского залива и Гонконг в Юго-Восточной Азии. При этом, если в 2016 году готовая мясная продукция отгружалась в 23 государства, то в 2017 году уже – в 35 стран.
Многие целевые рынки практически закрыты для российской продукции. Конкуренция на наиболее привлекательных для российского мяса рынках очень сильна и барьеры входа на них довольно высоки. В диалоге с Владимиром Путиным на сочинском форуме Виктор Линник заметил, что на всех интересных рынках уже давно работают «наши партнеры по ВТО – США, ЕС, Бразилия, нас там никто серьезно не ждет». Система национальной сертификации мясной продукции в различных странах, особенно тех, где остро стоит вопрос о продовольственной безопасности, является составной частью государственной внешней политики. Отсюда разнообразие и жесткость требований. Отсюда же практика выдачи негативных и тенденциозных заключений. Обострившиеся в результате военно-политических осложнений отношения между Россией и Турцией в 2015-2016 годах, например, привели к получению предприятиями «Мираторга» худшего отчета из всех прочих, полученных от других национальных инспекций, от официальной делегации Турции. При том, что заводы компании были аттестованы на поставку продукции в ОАЭ, другие страны Персидского залива, а также в Японию, где требования к ветеринарному контролю, биобезопасности, прослеживаемости – одни из самых строгих в мире. Справедливости ради надо признать, что полная подконтрольность национальных ветеринарно-производственных центров властям в случае с Саудовской Аравией сыграла на пользу «Мираторгу»: без королевского благоволения сколько бы еще времени ушло по получения разрешения на импорт мираторговской продукции в эту страну?
Свиное рыло и калашный ряд
Выбор «Мираторгом» региона БВСА в качестве одного из приоритетных целевых рынков, безусловно, правилен. Помимо опережающего роста потребления мяса на душу населения, регион привлекает еще и высокими темпами пророста населения. Численность населения региона БВСА с 1950-х годов до настоящего времени увеличилась в пять раз – с менее чем 110 миллионов в 1950 году до 569 миллионов в 2017 году. Несмотря на снижение показателей рождаемости, ожидается, что к 2100 году численность местного населения удвоится, достигнув свыше 1 миллиарда человек. К концу нынешнего века в регионе БВСА будет насчитываться больше людей, чем в Китае. С другой стороны, религиозный запрет на употребление в пищу мяса свинины – основной после мяса птицы товарной экспортной позиции из России – не позволит экспонентно нарастить экспортные поставки в исламские страны. Однако у «Мираторга» довольно сильные позиции в сегменте производства говядины: компания владеет крупнейшим в мире стадом мясной породы абердин-ангус. Как сообщил руководитель пресс-службы «Мираторга» Дмитрий Сергеев, доля говядины высшей категории мраморности «Prime» в общем объеме производства компании составляет до 30%, в то время как в США, где все этапы производства находятся в разных руках (получение и выращивание поголовья, откорм, переработка) доля говядины высшей категории качества составляет порядка 2-3%.
Другой потенциально очень привлекательной нишей в исламских странах является импорт баранины. В ходе отмечания «Праздника разговления» (Ид аль-Фитр или Ураза-байрам) и «Праздника жертвоприношения» (Ид аль-Адха или Курбан-байрам) – традиционные периоды всеобщего мясоедения – потребление баранины в исламских странах возрастает в 5-7 раз, а цены на нее увеличиваются на 20-30%. Трейдеры стараются заблаговременно обеспечить доставку живых жертвенных баранов со всего мира, но несмотря на это, дефицит качественной баранины в исламских государствах ощущается повсеместно. Ее, в нарушение вековых религиозных традиций, в последние годы стали заменять говядиной, но это считается дурным тоном. Многочисленные арабские делегации не раз пытались создать центры сортировки и передержки овец для последующего экспорта в канун религиозных праздников на территории российского Северного Кавказа, но в силу специфических особенностей этого региона им это не удалось. Возможно, «Мираторг» с его активной инвестиционной политикой и опытом вхождения в новые сектора сумеет преуспеть и в этой области, раз уж компания получила высочайшее разрешение на работу в странах Персидского залива.