Депутат Ставропольской краевой думы, заместитель председателя краевого отделения “Деловой России” Петр Коротченко рассказал о влиянии достоверности статистики на развитие сельского хозяйства («Российская газета», региональный выпуск по Ставрополью).
Завершается 2023-й год, государственные ведомства подводят промежуточные итоги. Давайте и мы посмотрим на ситуацию в сельском хозяйстве. С одной стороны, минсельхоз России справедливо рапортует о высоких объемах произведенной продукции. С другой – с мест поступает информация о потере рентабельности и смене векторов развития аграрной отрасли, что вызывает тревогу у депутатов Госдумы РФ.
В декабре прошли парламентские слушания о состоянии АПК. Председатель аграрного комитета академик Владимир Кашин дал свою оценку состояния дел на селе. По его мнению, многие проблемы способны повернуть вспять развитие сельского хозяйства в России. Например, одна из главных тем обновленной Стратегии развития агропромышленного комплекса – сохранение сельского населения страны. Но шесть из восьми федеральных округов в последнее время потеряли по 12 — 13 процентов сельчан. По мнению аграрного комитета Госдумы РФ, нужно выстроить модель расширенного воспроизводства в каждой отрасли АПК.
А вот исполнительная власть недавно утвердила объединение компенсирующей и стимулирующей субсидии в единую с первого января 2024 года. Единая субсидия действовала до 2020 года, затем была разделена на две части. Решение в минсельхозе обосновали так: идея стимулирующей субсидии была в увеличении производства продукции. Но на сегодня мы практически выполнили план обеспечения продовольственной безопасности. Поэтому принято решение, что со следующего года мы убираем стимулирование. Задача – сохранить и поддержать производство, а не стимулировать.
Но любая отрасль развивается, если рентабельна. В противном случае она стагнирует. Если выступление Кашина было ярким и прагматичным, то доклад чиновников Минсельхоза создавал впечатление об устойчивом состоянии отрасли: рентабельность снизится с 20,3 до 19,1 процента, в том числе при производстве зерна – до 30 процентов. При этом доля прибыльных хозяйств вырастет с 86,1 до 86,7 процента. Выручка сельхозорганизаций ожидается на уровне пяти триллионов рублей по сравнению с 4,7 триллиона рублей в 2022 году. Соответственно прибыль незначительно увеличится – до 800 миллиардов рублей. Казалось бы, вполне удовлетворительные показатели.
Но красота показателей иногда зависит исключительно от методики их подсчета.
В свою очередь, Росстат заявляет, что продукции АПК в России в 2022 году выпущено на 8,85 триллиона рублей. Показатель включает объем производства сельскохозяйственных предприятий (на них пришлось 60,4 процента – это 5,35 триллиона рублей), КФХ (их доля 16,2 процента – это 1,43 триллиона рублей) и ЛПХ (23,4 процента, или 2,07 триллиона рублей), то есть в хозяйствах (сельхозорганизациях), аграрных компаниях и КФХ в 2022 году произведено 76,6 процента валовой сельскохозяйственной продукции страны.
Получается, что данные Минсельхоза относятся только к 53 процентам производства сельскохозяйственных продуктов в стране, а показатель прибыли (800 миллиардов рублей) – лишь к половине предприятий нашего сельского хозяйства. Выходит, что приведенная Минсельхозом цифра – 4,7 триллиона – неполная. Хотелось бы видеть картину целиком и понять, кто не попал в статистику.
Очевидно, что в Минсельхозе, например, за 2022 год анализируется информация о предприятиях, которые произвели продукции только на 4,7 триллиона рублей из общих 6,78 триллиона рублей. Почему так происходит и какие предприятия не попадают в статистику аграрного ведомства?
Очевидно, что чиновники Минсельхоза пользуются статистикой, которую дают им районные управления сельского хозяйства: показатели собираются, суммируются в региональных сельхозорганах и отправляются в Москву. Судя по приведенным цифрам, охват составляет менее 70 процентов. Главный стимул для сельхозпредприятий — получение господдержки, которая привязана к подаче этих данных. Есть для нее и ограничения. Нельзя иметь задолженность по налогам, по зарплате и т. д., то есть те, кто имеет финансовые сложности (убыточные предприятия), попросту не передают властям данные, а предприятия, которые выходят из зоны риска, снова начинают отчитываться, чтобы получать господдержку.
Те же управления сельского хозяйства, зависимые от районных администраций, с неохотой принимают отчеты от убыточных хозяйств, так как никто не отменял постановление об оценке эффективности глав органов местного самоуправления. Там один из критериев –количество убыточных предприятий на территории. Следовательно, отчетность принимают в основном от прибыльных сельскохозяйственных предприятий, а прочих минсельхоз не видит.
Кроме того, в формах, сдаваемых учреждениям Минсельхоза, фигурирует реализация продаж. А какое зерно, например, мы продавали в первых трех кварталах 2023 года? В основном выращенное в 2022 году, когда его себестоимость была ниже. На первое июля 2023 года оставалось еще около 30 миллионов тонн прошлогоднего урожая.
Интересно, что сельскохозяйственные предприятия освобождены от налога на прибыль, поэтому бухгалтеры по просьбе руководителя могут заявить ее на уровне, нужном, чтобы не выпасть из зоны доступа к самому главному виду поддержки — субсидированным кредитам. Они понимают, что отсутствие доступа к льготным займам в нынешних экономических условиях–прямой путь к гибели предприятия.
Создается устойчивое впечатление, что минсельхоз имеет и анализирует информацию в основном от рентабельной части сельскохозяйственного сектора. Кстати, в Ставропольском крае количество сельхозпредприятий, по данным статистики (СХП и КФХ), сократилось с 2019 года к первому января 2023-го с 12846 до 8390. Интересно, сколько из них сдают отчеты в минсельхоз? Если отрасль, в которой количество предприятий сокращается в полтора раза за четыре года, считается процветающей, мы на “верном” пути. И это в благодатном Ставрополье.
Очевидно, что сбор ведомственной информации о рентабельности разных видов продукции, в отличие от данных по валовому производству, основан на других принципах и по факту не дает полной картины дел в отрасли.
Аргумент “а другой статистики у нас для вас нет” здесь не годится. Это в лучшем случае информация о тенденциях. Решения, принятые на ее основании, могут оказаться не просто неверными, а катастрофическими для отрасли. Это давно уже понятно любому независимому эксперту и большинству аграриев.
Если руководство страны поддержит законодателей в их стремлении выстроить модель расширенного воспроизводства в каждой отрасли АПК, аграрии сделают все возможное, чтобы Россия была великой аграрной державой.
Согласен с П. Коротченко, цифры МСХ о прибыльности сельхозпредприятий далеки от реальности.
Да, большинство малых форм СХТП работают на налоговом режиме- Единый сельхозналог, не являются плательщиками налога на прибыль, поэтому не рассчитывают этот показатель.
Вполне допускаю, отчеты о завышенной дутой прибыльности со стороны СХТП, с целью получения кредитов либо техники по лизингу.
Сам показатель прибыльности малоинформативен в оценке деятельности СХТП:
Допустим фермеру нужен новый трактор, на который у него не хватает денег. Не купив трактор, фермер будет числиться супер прибыльным, но через время разорится, из за невозможности качественно и в срок выполнять агротехнологический цикл. Сейчас именно это и происходит, снижение обновления парка техники.
Вместо показателя прибыль, корректный расчет которого возможен лишь по итогам года, для оперативной оценки доходности СХТП, нужно ввести показатель "минимальной цены реализации сельхозпродукции".
Этот показатель легко отследить, можно видеть каждый день по закупочным ценам. С прибылью вы сегодня продали свое зерно или нет. Соответственно можно оперативно реагировать, в случае снижения закупочной цены ниже минимального уровня минсельхоз обязан снижать на эту величину экспортную пошлину на зерно.
А не изымать ее в условиях отсутствия доходности у СХТП.