XXXV съезд Ассоциации фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России вместо двух дней прошел за три часа. Почему?
Юбилейный съезд АККОР поздравили Президент России Владимир Путин и глава Федерального собрания России Валентина Матвиенко. Документы зачитали вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев и председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных. В работе съезда участвовали сенаторы, депутаты, академики РАН, заместители министра сельского хозяйства РФ и региональные министры. Съезд посетил и выступил на нём министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев. Всё было чинно и благородно. Однако, мистическое прошлое места, выбранного для форума, напомнило о себе. Через три часа после начала съезд завершился.
Кроме юбилейного номера и места «поближе к Кремлю» Съезд АККОР претендовал на особые отличия от других ежегодных форумов. Выбор места, очевидно, был обусловлен надеждой на визит главного кандидата в Президенты, а депутатам и сенаторам сюда проще дойти пешком, чем на машине. Этим фермеры, входящие в АККОР, должны были подчеркнуть свое превосходство над ассоциацией «Народный фермер», которая усиленно создается при административном ресурсе Минсельхоза, но которую не поздравляет Президент. Почти всё удалось, без учёта того, что съезд шел всего три часа, а после фермеров и их гостей попросили из зала.
Главные мысли, которые успели высказать выступающие:
Алексей Гордеев, вице-спикер Госдумы РФ: «Очевидно, что если та ситуация, которая сложилась в зерновом производстве, не будет решена, то по цепочке она станет проблемой смежников сельского хозяйства. Не на что будет покупать технику, в первую очередь, комбайны, а дальше это отразится на объемах производства». «Необходимо все сделать правительству, чтобы оживить рынок, чтобы цены на такой важнейший продукт, как зерно, — а это во многом основа сельскохозяйственной экономики — были не просто стабильными, а экономически обоснованными и справедливыми, чтобы это позволяло вести расширенное воспроизводство».
«Вторая тема более комплексная — это проблема нарастающего диспаритета цен. У нас есть закон о развитии сельского хозяйства, в нем есть прямая норма про обязанности государства обеспечивать паритет цен между продукцией промышленной и ресурсами, которые потребляет сельское хозяйство, и ценами на зерновую продукцию и продовольствие. Сейчас получается так, что аграрии стоят на передовых позициях социальной политики, хотят удержать цены, сделать доступным продовольствие для всех групп населения».
«Но, с другой стороны, — продолжил Гордеев — надо смотреть цепочку — а по каким ценам аграрии сегодня приобретают ресурсы для своей работы? Мы видим, что третий год подряд в сельском хозяйстве существенно падает рентабельность».
Между тем у депутатов, отмечает Гордеев, есть понимание механизма обеспечения выравнивания цен. «И поверьте, для этого есть все инструменты и финансовые ресурсы в нашем государстве. Над этим мы будем работать», — сказал он под аплодисменты зала. Гордеев не произносил слова «пошлина», но всем было понятно – о чем речь.
Владимир Плотников, президент АККОР: «Если анализировать причины снижения доходности, то одна из главных — это зерновая экспортная пошлина. В настоящее время это самый востребованный и актуальный вопрос сельхозпроизводителей: при таком резком диспаритете цен и снижении рентабельности надо обнулить экспортную пошлину!»
Говоря о рентабельности хозяйств, Плотников заметил: «Значительно растет экспорт продовольствия, но крестьянин становится не богаче, становится беднее. Потому что цены реализации значительно упали, продолжают падать, затраты на производство резко выросли и продолжают расти. Тариф на электричество по-прежнему в два раза выше, чем для промышленных предприятий, — сказал он. — На пороге весна, разворачивается посевная кампания, но все эти вызовы остаются».
«Они (последствия) уже проявляются: меньше доходов, меньше стали платить, и кадры начали уходить. Ритейл платит водителям КАМАЗов по 250 тысяч в месяц. И это все молодые водители, комбайнеры. Трудовые ресурсы, естественно, перетекают в другие отрасли, туда, где заработки выше. И если так дальше пойдет, то трудно представить, что через 3-5 лет будет. А вахтовым методом в сельском хозяйстве много не напашешь, не насеешь, не уберешь».
Алексей Гордеев выступал трижды и вспомнил о недавнем 60-летии программы «Сельский час». «Иногда мы, представители власти, подпрыгиваем и заснуть не можем, но это нужно, чтобы была обратная связь с землей», сказал он о значении «Сельского часа».
Генеральный директор «Росагролизинга» Павел Косов обрадовал позитивом: «Для меня приятно объявить, что мы уже практически приняли решение, что, помимо сети дилеров-агентов, будем развивать собственную региональную сеть». Таким образом «Росагролизинг» придет непосредственно в село и, надо полагать, начнет плотнее взаимодействовать со структурами АККОР к обоюдной выгоде.
Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев приехал под самый занавес, выступил и уехал, сославшись на дела. Что может быть важнее у министра, чем съезд фермеров, он не сказал. Но Владимир Плотников успел вручить министру новую награду от АККОР «За вклад в развитие фермерского движения», на что министр заметил, что рассматривает её как оценку заслуг всей команды минсельхоза за проделанную работу. Стало быть, и за пошлину, и за исчезновение 30 процентов фермеров за пять лет, и за падение рентабельности, и за предстоящие разорения, о которых говорили главы региональных АККОР.
Двойственность происходящего фермеры оценивали в кулуарах, когда уборщицы их уже окончательно попросили очистить помещение. Но тут уж они сами пусть разбираются в своей ассоциации: почему не все фермеры идут в АККОР, почему не все платят взносы, почему так трудно найти лидеров в центре и регионах, и далее по списку. Это внутреннее дело АККОР, которая, замечу, в средине 90-х была одной из ярких сил в гражданском обществе России.
Теперь, собственно, о том, что случилось в Доме Союзов. Как говорится, ничего не предвещало. Но за сутки до начала делегатов известили, что съезд вместо двух дней будет всего один. И, когда съезд уже начался, в 14-00 фермеров попросили очистить зал по случаю подготовки к похоронам председателя Верховного Суда Вячеслава Лебедева, назначенным в этом же зале на 28 февраля. Еле уговорили администрацию остаться до 15 часов.
А тут еще Дмитрий Патрушев забыл отвлечься от написанного текста и вспомнить – где он находится. А в тексте была ссылка на ассоциацию «Народный фермер», с которой Минсельхоз работает над законопроектом. Тут министр оторвался от текста и, посмотрев в зал, предложил членам АККОР присоединяться. Зал замер от такого конфуза. Фермеры в частных беседах усмотрели в этом конспирологическую версию о возможном противодействии им. Но это не так.
Просто место съезда было выбрано зыбкое и ненадёжное, остальное – стечение обстоятельств, включая, надеюсь, оговорку министра и неуклюжую попытку её исправить. А фермерам надо сделать важный вывод: хочешь быть ближе к власти, всегда жди подвоха. Причем, не по злому умыслу, а просто потому, что в какой-то короткий период времени ты для власти менее важен, чем, к примеру, заслуженный покойник. Такой риск попросту не учли, но это не повод впадать в панику и делать далеко идущие выводы, что «всё пропало и нас больше не любят». Мало кого в один день поздравляют все ветви государственной власти – и сей факт говорит о том, что лучшее для АККОР впереди. Если не суетиться попасть на глаза руководству с заверениями в лучших чувствах. Дела лучше слов.
В день прощания с ушедшим председателем Верховного суда РФ пришло известие о кончине бывшего главы Правительства СССР Николая Рыжкова. Есть мнение, что в ближайшие годы Дом Союзов, скорее, станет скорее местом печальных мероприятий, чем торжественных, как это было в середине 80-х годов прошлого века, когда страна один за другим прощалась с членами Политбюро и генеральными секретарями ЦК КПСС, а до того с видными военачальниками, а еще раньше – с товарищем Сталиным. Привидения Дома Союзов напомнили о себе. Репутация обязывает…