Госдума приняла во втором чтении законопроект об изменениях в показателях федерального бюджета на 2025 год: они касаются только 2025 года, показатели планового периода 2026-2027 годов не меняются.
Как пояснил член комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин ("Единая Россия"), обсуждение поправок к федеральному бюджету на 2025 год в этот раз выходит за рамки традиционного анализа доходов и дефицита.
"На первый план выходят направления, в которых бюджет стремится не просто закрывать обязательства, а формировать задел на будущее. Примером здесь может служить системная работа с пространственным развитием и ставкой на так называемые "города нового типа", совмещающие образовательную, цифровую и инвестиционную инфраструктуру. "Иннополис" получает дополнительную поддержку — речь идет о субсидии в 1,3 млрд рублей на доступ к современному цифровому контенту для студентов и преподавателей. Это не разовая мера, а часть общего курса на развитие "точек притяжения" за пределами традиционных центров. Параллельно с этим средства направляются на грантовую поддержку инжиниринговых и НИОКР-проектов — то есть на формирование технологической базы, способной работать на экспорт и внутренний рынок", — отметил он.
Поправки ко второму чтению
Одобренными во втором чтении поправками, в частности, предусмотрена субсидия в 930 млн руб. АНО "Центр поддержки инжиниринга и инноваций" для предоставления грантов российским организациям на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации инновационных проектов по разработке и созданию производства продукции под требования крупных корпораций в приоритетных отраслях промышленности.
Также предусмотрено увеличение до 25,9 млн руб. субсидии российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной сельскохозяйственной самоходной и прицепной техники.
АНО высшего образования "Университет Иннополис" получит субсидию в размере 1,25 млрд руб. на обеспечение доступа к электронному образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам от внешних провайдеров для обучающихся и педагогического состава образовательных организаций.
Кроме того, поправками устанавливается, что в 2025 году АО "Корпорация Туризм.РФ" по решению правительства РФ вправе направить неиспользованный взнос из федерального бюджета в свой уставный капитал — до 1,726 млрд руб. — на реализацию инвестиционных проектов, льготные займы организациям, осуществляющим деятельность в сфере туризма в муниципальных образованиях Анапы и Темрюкском муниципальном районе Краснодарского края, пострадавшим в связи с отменой бронирований на весенний и летний сезоны в результате ЧП с разливом мазута.
Основные параметры
Согласно принятому в первом чтении документу, доходы бюджета РФ в 2025 году составят 38,5 трлн руб., или 17,4% ВВП (в принятом ранее законе о бюджете 40,296 трлн руб.). Нефтегазовые доходы планируются в размере 8,317 трлн руб., или 3,7% ВВП. Рост поступлений ненефтегазовых доходов ожидается в сумме 829,2 млрд руб. (общая сумма 30,188 трлн руб., или 13,6% ВВП) преимущественно за счет увеличения поступления отдельных налогов и неналоговых платежей.
"Увеличение оценки поступлений предусмотрено в части ряда налогов и неналоговых платежей, в том числе: налога на добавленную стоимость — за счет увеличения номинального объема ВВП и ожидаемого роста собираемости при одновременном снижении объемов импорта в рублевом выражении; внутренних акцизов (главным образом на табачную продукцию) — вследствие прогнозируемого роста облагаемых объемов реализации; НДФЛ — в основном за счет более высокой базы, сложившейся по итогам 2024 года, а также корректировки прогнозируемого уровня фонда заработной платы; доходов по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств ФНБ — на фоне сложившихся объемов размещения средств и увеличения уровня ключевой ставки в конце 2024 года; доходов от перечисления части прибыли ЦБ РФ — с учетом сложившейся прибыли по итогам 2024 года", — говорится в пояснительной записке.
Расходы бюджета составят 42,298 трлн руб. Дефицит бюджета ожидается на уровне 3,8 трлн руб., или 1,7% ВВП. Прогноз цены на нефть в 2025 году снижен с $69,7 до $56 за баррель, а прогноз по курсу доллара скорректирован с 96,5 до 94,3 руб. Прогноз по уровню инфляции — 7,6% (утвержденный на 2025 год — 4,5%).
Рост ассигнований по госпрограммам
Также увеличиваются бюджетные ассигнования на реализацию ФЦП "Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" — на 3,6 млн руб., на реализацию ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2035 года" — на 3 млн руб.
Предусматривается увеличение бюджетных ассигнований по госпрограммам, в частности: 26,019 млрд руб. будет направлено на ГП "Развитие здравоохранения"; 3,261 млрд руб. на ГП "Развитие образования"; 17,777 млрд руб. на ГП "Социальная поддержка граждан"; 2,863 млрд руб. на ГП "Экономическое развитие и инновационная экономика"; 24,177 млрд руб. ГП "Обеспечение обороноспособности страны"; 41,847 млрд руб.- на ГП развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия.
Предусматривается резервирование бюджетных ассигнований на 2025 год на финансовое обеспечение реализации решений правительства РФ, направленных на поддержку сельского хозяйства; мероприятий национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" и государственной программы РФ "Информационное общество"; а также на финансовое обеспечение реализации отдельных мероприятий в сфере здравоохранения.
ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" предоставляется право по решению правительства РФ в 2025 году направить неиспользованные средства взноса в его уставный капитал на финансовое обеспечение затрат в рамках реализации проекта по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета: в размере до 400 млн руб. — на финансовое обеспечение затрат по модернизации самолетных узлов связи на воздушных судах специального назначения типа Ту-214, находящихся в собственности РФ, включая разработку конструкторской документации, выпуск бюллетеня, установку и испытания указанных узлов на воздушных судах специального назначения, в том числе путем осуществления взносов в уставные капиталы дочерних обществ; в размере до 2,2 млрд руб. — на финансовое обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых с целью улучшения летно-технических и аэродинамических характеристик и оптимизации веса, в том числе путем осуществления взносов в уставные капиталы дочерних обществ, самолета МС-21-310.