В итальянском Турине прошло важное мероприятие — так называемый «День техники. Технологии природного газа». Впервые был представлен новый двигатель Курсор 13 (Cursor 13 Natural Gas), предназначенный для мощных грузовиков, а в перспективе, возможно, и сельскохозяйственной техники. На сегодняшний день это самый мощный в мире силовой агрегат для дорожной техники, полностью, на 100% работающий на газе. Это также первый двигатель, работающий исключительно на природном газе и предназначенный для большегрузов, используемых для дальнемагистральных перевозок. Новинка разработана компанией FTP Industrial, входящей в группу CNH.
У природного газа большое будущее
Во время «Дня техники» прошло заседание круглого стола, в ходе которого специалисты ряда компаний, входящих в группу CNH, отмечали важное значение природного газа в энергобалансе ЕС. Этому есть несколько причин. Прежде всего, расходы на топливо при грузовых перевозках обходятся на 30% меньше, чем при использовании на этих же грузовиках дизельного топлива. Намного меньше и выбросы вредных веществ. А если взять отдаленную перспективу, то выгод будет еще больше.
В настоящее время для этих целей используются трубопроводный природный газ, сжиженный природный газ и сжатый (компримированный) газ, в основном это метан. Для нужд транспорта самым удобным и эффективным является сжатый (компримированный) метан, закачанный в съемные баллоны под огромным давлением. Он значительно удешевляет стоимость перевозок по сравнению с другими видами топлива. Наука доказывает, что он гораздо безопаснее бензиновых двигателей. Его и начали использовать намного раньше, чем бензин, особенно широко — еще в 20-40-х годах прошлого столетия. Италия была одним из лидеров в использовании метана на транспорте. Ситуация изменилась с наступлением эпохи дешевого бензина и дизельного топлива. Так что сейчас происходит возвращение к истокам.
Еще раз отметим: при использовании двигателей, работающих на природном газе, в целом экономия расходов на топливо доходит до 40%, потребление самого топлива по сравнению с дизельными двигателями может снизиться на 15%, намного меньше и шумов. Одна заправка может обеспечить пробег до 1,3 тыс. км. в зависимости от типа газа.
Если взять сельское хозяйство, то теоретически все виды природного газа, в том числе биогаз, могут стать источником экономии средств и едва ли не лучшим способом утилизации отходов.
Теперь о том, почему в ЕС развитию газовой технологии на транспорте уделяется такое внимание. Выяснилось, что, несмотря на предпринимаемые усилия в рамках обязательств по Парижскому соглашению, от ЕС требуется еще больше сокращать выбросы вредных веществ, иначе объявленные цели снизить к 2030 году выбросы СО2 на 40% достигнуты не будут. Не случайно Еврокомиссия предложила в начале ноября новые стандарты содержания СО2 в выхлопных газах транспортных средств для пассажирских автомобилей и микроавтобусов, которые должны действовать с 2025 и 2030 года соответственно.
Еврокомиссия считает, что это даст толчок развитию новых двигателей и в других сегментах транспорта. По сравнению с 2021 годом выбросы СО2 должны быть снижены к 2030 году на 30%. Но призывы некоторых экологических организаций чуть ли не отказаться от использования природного газа после 2035 года в предложения Еврокомиссии не вошли. Все это еще предстоит согласовывать, однако можно сказать точно, что от транспортных перевозок на большие расстояния никто не откажется. Значительная их часть приходится на автомобили, а грузовые перевозки, особенно на большие расстояния, осуществляются в основном на дизельном топливе. Если учесть, что при использовании природного газа расходы на топливо сократятся, то не приходится сомневаться, что у газотранспортного направления хорошие перспективы. При развитии необходимой инфраструктуры и надежности двигателей, доступности сервисного обслуживания у газа весьма неплохое будущее, особенно в странах с теплым и умеренным климатом.
Новые технологии меняют представления о газе
Полное название компании, создавшей и представившей новый двигатель, многое скажет читателям – Fiat Powertrain Technologies (FPT) («Силовые агрегаты Фиат»).
При создании нового агрегата учитывался 20-летний опыт выпуска газовых двигателей, которых компанией было продано за это время более 30 тыс.
Двигатель Курсор 13 NG обеспечивает мощность до 460 л.с. при 1,900 об/мин и выдает крутящий момент до 2,000 Нм при 1,100 об / мин, что обеспечивает на 15% большую мощность и на 18% больше крутящего момента, чем двигатель FPT Industrial объемом 8,7 литра, созданный ранее.
Представленный двигатель работает только на газе. Он может использовать сжатый природный газ, сжиженный природный газ (метан с октановым числом 70 и выше) или биометан. Биометановый раствор способен снижать уровень СО2 практически до нуля.
Все это позволяет в перспективе снизить зависимость от обычных видов топлива и может оказаться весьма кстати. Ведь сейчас постоянно обсуждают возможность использования биогаза, получаемого из отходов сельскохозяйственной продукции, продовольствия, которое в большом количестве выбрасывается в городах, канализационных отходов, отходов пищевой промышленности и т.д. Теоретически биогаз можно будет получать в месте производства, и тогда значительно сократится необходимость транспортировки топлива.
Использование трёхходового катализатора позволяет обеспечить в выхлопах даже стандарт евро 6.
Как было сказано на презентации, по сравнению с дизельными двигателями аналогичной мощности экономия средств на топливо в зависимости от его цены может достигать 30 и даже 40%. Наконец, что немаловажно, новый газовый двигатель производит меньше шума, чем дизельные двигатели.
Двигатель Курсор 13 защищён двумя патентами, один из которых в данный момент находится в стадии оформления. Сервисное обслуживание требуется через 90 тыс. км. И еще немаловажная деталь. Биогаз – это возобновляемый источник энергии, что в условиях Европы является своего рода охранной грамотой.
Как это создаётся
Для полного ознакомления с работой Cursor 13 можно было воспользоваться услугами специального Технологического куба – футуристического творения, где применяется технология виртуальной реальности. Это замкнутая демонстрационная площадка, где с помощью очков 3D во всех деталях можно безопасно рассмотреть, как функционирует тот или иной механизм и даже попытаться потрогать его, тоже виртуально.
На таком же принципе во многом работают и конструкторские бюро CNH, которые удалось посетить. Конструктор может использовать самые разные комбинации форм и материалов и очень быстро, благодаря компьютерным программам, узнать, что из этого получится в реальности.
Фермер может существовать автономно
В демонстрационном зале был выставлен и прототип трактора, работающего на метане. Создан он в компании «Нью Холланд», а двигатель в нем тоже от компании FРT. Его презентация состоялась в конце лета.
Прототип нового трактора, который работает только на метане, компания «Нью Холланд» справедливо считает своим важным достижением с большим будущим. И это не первый пример разработки технологии будущего в группе CNH. В 2009 году там же был создан прототип трактора, работающего на водородном топливе. В CNH постоянно отмечают, что тем самым реально разработана технология нулевого выхлопа вредных веществ, предназначенная для сельскохозяйственной техники.
В 2012 году появился прототип трактора, работающего на пропане, а первый трактор, использующий в качестве топлива метан, появился в 2013 году.
Новый трактор, прототип которого выставлен в павильоне для обозрения, оснащён 6-цилиндровым метановым двигателем NEF. Двигатель обеспечивает мощность 180 л.с. и крутящий момент 740 Нм. Все это благодаря инновационной эффективной технологии сжигания, специально разработанной для применения в сельском хозяйстве компанией FPT Industrial.
Новый трактор, выставленный для обозрения участников последней презентации, соответствует всем характеристикам тракторов на дизельном топливе, при этом расходы на эксплуатацию сократились на 30%, исключительно благодаря двигателю FPT.
Так что, уже реально разработана техника, позволяющая условному фермеру существовать совершенно автономно. Организаторы подчеркивали, что это уже не абстрактное видение будущего, а реальность.
Автомобили и трактора на природном газе можно было лично испытать в деле в другом месте – в испытательном центре. Специалистам техника понравилась. Могу засвидетельствовать: никакого запаха и вообще ничего отличного от обычных и привычных нам микроавтобусов, грузовиков и даже тракторов нет. Ощущения ровно те же, во всяком случае, для пассажира.
Короткая справка
«Си Эн Эйч индастриал» (CNH Industrial) – один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственной и строительной техники, различного производственного оборудования, двигателей, грузовиков и другой техники. Компания создана в 1999 году, в нынешнем виде существует с 2012 года. Действует в 180 странах мира, в финансовом отношении контролируется итальянцами. В формировании CNH принимали участие итальянские «ФИАТ», «Ивеко» и другие компании. В настоящее время объем продаж составляет около 24 млрд долларов, численность персонала – около 63 тыс. человек, у CNH 49 научно–исследовательских центров, 64 завода. В составе CNH – 12 известных компаний, в том числе «Ивеко», «Магирус» (противопожарная техника), «Кейс Ай Эйч» и другие.
Николай ХУДЯКОВ «Крестьянские ведомости», Мюнхен – Турин – Москва
На снимках: заседание круглого стола; новый двигатель Курсор 13; прототип нового трактора с метановым двигателем; испытательный центр; виртуальная реальность на службе у конструкторов; оборудование для пожарных машин
тоже делает CNH.
Фото CNH и автора.