Около десятка заводов по производству спирта в Северной Осетии готовы перепрофилироваться для выпуска биоэтанола — спиртового топлива для добавки к бензину, которое получают из растительного сырья, сообщил руководитель республиканского управления по государственному регулированию производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции Батраз Хидиров.
«Биоэтанол может использоваться в качестве добавки в бензин, значительно снижающей количество вредных автомобильных выхлопов. Сейчас лидерами по производству биоэтанола являются США и Бразилия, спрос на него растет во всем мире. У нас есть огромные, оснащенные передовыми технологиями заводы, в которые были вложены миллиарды рублей и которые могут стать готовой базой для развития этой отрасли в России», — сказал Хидиров.
По его словам, переход на новый вид продукции позволит перезапустить предприятия, несколько лет простаивающие из-за отсутствия лицензий на выпуск алкоголя. Опыт производства биоэтанола в республике уже есть, однако для полноценного развития новой отрасли необходимо принять соответствующий федеральный закон.
Топливо вместо алкоголя
В настоящее время большинство спиртзаводов в Северной Осетии простаивают. «В республике находятся 25 предприятий по производству алкоголя, однако реально работают лишь единицы — остальные испытывают проблемы с получением лицензий Росалкогольрегулирования», — сказал Хидиров.
По его словам, отказы в выдаче лицензий предприятия получают по разным причинам, иногда достаточно формальным. Однако одновременно запустить все спиртзаводы Северной Осетии сейчас невозможно и по другой причине. «Если все они получат лицензии и начнут работать, будет перепроизводство — общие мощности наших спиртзаводов почти в 1,5 раза превышают потребности страны в спирте», — пояснил собеседник агентства.
Он добавил, что бурное развитие алкогольная отрасль в республике получила в том числе благодаря местной воде из подземных источников, не требующей дополнительной очистки. В 1990-е спиртзаводы открывались здесь один за другим — до тех пор, пока государство не начало жестко регулировать производство алкоголя. Сегодня простаивающие производства может спасти перевод на выпуск нового вида продукции — биоэтанола, считает представитель ведомства.
«Не грандиозные» вложения
К перепрофилированию производства для выпуска биоэтанола уже готовы около десятка спиртзаводов Северной Осетии, в том числе, в частности, ООО «Фаюр-Союз» в Беслане. Предприятие простаивает с 2010 года, однако, по словам его технического директора Алана Албегова, все производственные мощности поддерживаются в рабочем состоянии.
«Руководство оплачивает работу основных специалистов, которые поддерживают техническое состояние завода в нормальном состоянии. И сегодня это абсолютно современное предприятие с новым оборудованием, представленное ведущими мировыми производителями — на момент запуска завода в 1999 году здесь были закуплены производственные процессоры последнего поколения, пневматика, высокоточные хроматографы. Все это готово к работе, на данный момент предприятие готово выпускать 14 тыс. декалитров спирта в сутки», — пояснил Албегов.
По словам главного технолога предприятия Залины Джигкаевой, перевод завода на производство биоэтанола потребует дополнительных инвестиций, однако по сравнению с уже сделанными вложениями в оснащение предприятия они «будут не грандиозными». «Нужно будет ставить дополнительные колонны абсолютизации (спирта), все остальное у нас есть», — уточнила Джигкаева.
Она также отметила, что запуск производства биоэтанола приведет к развитию глубокой переработки зерна и позволит предприятию выпускать дополнительные виды продукции.
Первым в Северной Осетии производство нового вида продукции наладило владикавказское ООО «Миранда». По словам Хидирова, предприятие, изначально запущенное как спиртзавод, начало выпускать биотопливо в 2012 году.
«Это единственный завод в стране, который был запущен в рамках пилотного проекта, когда была разработана «дорожная карта» по внедрению биоэтанола в РФ. Сейчас «Миранда» — предприятие по глубокой переработке зерна, здесь могут выпускать крахмал, глютен, глюкозные сиропы, патоку», — пояснил Хидиров.
Биотопливу нужен «зеленый свет»
Однако лицензия на выпуск биоэтанола у завода закончилась в сентябре 2017 года, и пока предприятие не спешит ее продлевать, надеясь на принятие отдельного федерального закона, который будет регулировать производство биотоплива как отдельного вида продукции. «Сейчас все перспективы связаны с законопроектом о биоэтаноле, который введет правовые основы производства и оборота биотоплива» — прим. ТАСС)», — сказал ТАСС генеральный директор ООО «Миранда» Заурбек Багаев.
По его словам, отсутствие законодательного регулирования создает сложности не только с лицензированием, но и с отгрузкой продукции на экспорт. «Продавать биоэтанол за пределы РФ можно только портовыми партиями, танкерами. А пока нет закона, нет и инфраструктуры — специально выделенных вагонов, портовых терминалов и так далее. Сегодня РЖД может предоставлять нам только вагоны для спирта, которое в несколько разы дороже тех, которые используются для перевозки топлива», — пояснил Багаев.
Руководитель предприятия утверждает, что завод готов возобновить производство биоэтанола в любой момент, при этом полностью отказавшись от выпуска пищевого спирта.
«Мы готовы хоть перед телекамерой срезать лишние колонны (колонны очистки, используемые при производстве пищевого спирта — прим. ТАСС). У нас готовы все регламенты, все нормативные документы для перехода на биоэтанольное производство. Завод готов принять на работу 300-400 человек и обеспечить занятость огромное количество людей дополнительно — фермеров, сельское хозяйство. И мы готовы развиваться, осваивая новые направления глубокой переработки зерна», — рассказал Багаев.


