Санкционные фрукты не дают покоя Россельхознадзору. 22 января ведомство ввело временные ограничения на ввоз яблок из Боснии и Герцеговины. Сколько яблок мы потеряем и в каких странах сейчас закупаем эти фрукты?
Сами не справляемся
Несмотря на то, что Россия в последние годы активно вкладывается в сельское хозяйство и наращивает валовый сбор многих культур, плодово-ягодную отрасль уже который год обделяют вниманием. Объемы сбора многих видов фруктов и ягод у нас в статистике урожая даже не фигурируют. С яблоками, которые мы все потребляем регулярно, все не намного лучше.
В целом по России промышленное производство яблок в 2017 году оценивается «АБ-Центром» в 800-850 тысяч тонн. Если все собранные яблоки пустить только на внутреннее потребление, то на каждого россиянина получится всего по 5,8 кг за целый год. При том, что даже по Минздраву официальная годовая норма потребления на человека составляет 50 кг яблок. А если учесть, что около трети от валового сбора фруктов и ягод уходит на переработку (по данным Росстата), то российских яблок на одного россиянина станет еще меньше.
Нехватку собственной продукции Россия компенсирует импортом. И хотя в последние годы на фоне эмбарго и падения курса рубля мы регулярно сокращали закупки из-за рубежа, мы по-прежнему уверенно держимся в лидерах среди импортеров яблок.
По данным Комтрейд ООН, в 2016 году Россия находилась на третьем месте среди крупнейших покупателей яблок с долей в 6%. Впереди нас только Германия с долей 8,2% и Великобритания с долей в 7,2%. В 2013 году, до введения эмбарго, мы находились на первом месте с долей в 7,9%.
Сколько мы ввозили яблок?
По данным Федеральной таможенной службы, ежегодно Россия ввозит не намного меньше яблок, чем производит сама. В 2016 году мы закупили 678,6 тысячи тонн свежих яблок, а за 11 месяцев 2017 года – 622,2 тысячи тонн.
Но продовольственное эмбарго и падение рубля на этом рынке сказались. В 2013 году мы импортировали почти в два с половиной раза больше – 1,4 млн тонн.
Снижение отчасти происходит и потому, что яблок мы все же стали выращивать больше сами. Так, например, по подсчетам Росстата, общее производство семечковых, львиную долю которых составляют как раз яблоки, выросло в 2016 году на 15%. Кроме того, независимые эксперты подсчитали, что за прошлый год доля импортной продукции на прилавках впервые за долгие годы, наконец, уступила место нашим российским яблокам.
У кого мы закупали яблоки?
До того, как стало действовать продовольственное эмбарго, у России как главного мирового импортера яблок было множество контрагентов. В первой половине 2014 года, когда запрет еще не начал работать, главным нашим поставщиком была Польша. По данным ФТС, на нее приходилось свыше половины всех поставок. Второе и третье место разделили между собой Беларусь и Китай с долями в 16,75% и 5,37% соответственно. 4,7% яблок Россия закупала у Сербии и 4,11% – у молдавии. Кроме того, яблоки приезжали к нам из США, Аргентины, Новой Зеландии, ЮАР и даже Уругвая и Чили. Основной вклад в российский импорт, конечно, делали страны Евросоюза – на них в совокупности приходилось свыше 60%.
Спустя несколько лет после введения продуктового эмбарго география поставок сильно изменилась. В первом полугодии 2017 года в лидеры по поставкам вышли Сербия и Молдова – их доли равны 32,1% и 26,2% соответственно.
Теперь сравнительно часто можно встретить на прилавках китайские яблоки – их за полгода было ввезено 44,5 тысячи тонн, что существенно превышает белорусский импорт в 21,8 тысячи тонн. Среди других крупных поставщиков – Чили, Азербайджан, ЮАР, Новая Зеландия, а также страна Босния и Герцеговина, против которой в этот раз и ополчился Россельхознадзор.
В первом полугодии эта страна ввезла в Россию 10,3 тысячи тонн яблок, что составило совсем немного – лишь 3,06% от всего импорта яблок в Россию. Россельхознадзор в своем сообщении отмечает, что на упаковке одной из партий были обнаружены маркировочная этикетка и следы перемаркировки. Под видом боснийских яблок везлась польская продукция. Теперь с 22 января каждая партия яблок, которая будет следовать из Боснии и Герцеговины, в том числе через третьи страны, будет подвергаться углубленному карантинному фитосанитарному контролю с полной выгрузкой.
Впрочем, Босния и Герцеговина – далеко не первая, и, вероятно, не последняя страна, под маркировкой которой в Россию едут яблоки из стран Евросоюза. В свое время ограничения вводились против Беларуси, Албании, возникали вопросы к Македонии, запрещался реэкспорт подсанкционных овощей и фруктов из африканских стран – Камеруна, Сьерра-Леоне, Демократической Республики Конго, а также груш, яблок, клубники, томатов и грибов из Кот-д’Ивуара, Бенина, Нигерии, Гвинеи-Бисау, Гвинейской Республика и Буркина-Фасо.
Несмотря на то, что Россельхознадзор придумывает все новые и новые запреты, запрещенные фрукты и овощи все равно лежат на российских прилавках. И будут лежать до тех пор, пока россияне не перестанут голосовать за них рублем.