Спрос на овощи растет во всем мире. Не только из-за роста населения, но также и потому, что потребители все чаще осознают ценность еды на своих столах. Известное нидерландское финансовое учреждение Rabobank опубликовало всемирную карту овощеводства и описало глобальные тенденции развития этого сегмента сельского хозяйства.
Всемирная карта овощей 2018 года показывает основные потоки торговли овощами.
Трансформация упаковки
По оценкам, 70% всей продукции по-прежнему продается в первозданном цельном виде, однако спрос на предварительно вымытые, нарезанные и упакованные овощи в последние годы вырос во всем мире. Эта тенденция связана со спросом на полуфабрикаты и ростом количества небольших домашних хозяйств, это привело к росту спроса на мелкую фасовку.
Больше предварительно упакованных овощей означает больше упаковочного материала и, следовательно, отходов. «Компании, обрабатывающие овощи, работают очень эффективно. Они используют как можно меньше воды и выбрасывают гораздо меньше продуктов, чем граждане во время приготовления пищи дома. Поскольку небольшой размер пакета лучше ориентирован на потребности потребителей, мы с меньшей вероятностью выбросим продукты питания дома», — говорит Синди ван Рейсвик, аналитик по фруктам и овощам в Rabobank.
Кто до сих пор ест консервированные овощи?
Спрос на консервированные овощи снизился, хотя консервирование — хороший способ сохранить продукты и уменьшить количество отходов. Ван Рейсвик: «Во многих странах консервированные овощи воспринимаются как старомодные и содержащие «нездоровые» ингредиенты, такие как сахар и соль. В последние годы в секторе появились некоторые инновации, такие как миксы овощей, добавление соусов и минимизация использования соли и сахара. Гибкая упаковка более привлекательна и удобна в использовании и по чуть-чуть вытесняет банки».
Органические овощи: больше, чем просто роскошь
Популярность органических овощей набирает обороты во всем мире. По словам Ван Рейсвика, потребители имеют разные, часто личные причины, по которым они выбирают органические вещества: «Люди хотят получать здоровые, местные, некрупные, лежкие и ароматные продукты. Независимо от того, действительно ли предлагают органические овощи эти преимущества потребителям, еще предстоит доказать. Однако эти продукты –хорошее решение для потребителей, которые хотят делать осознанный выбор».
Органически выращенные овощи обычно дороже, поэтому их потребление частично связано с доходом. Доступность — еще один ключевой фактор. Производители, которые хотят перейти на органическое культивирование, должны понимать, что находятся в переходном периоде (в течение которого они имеют более высокие издержки, но еще не более высокие доходы). Между тем риски в органическом производстве выше, чем при традиционном земледелии.
Ван Рейсвик: «Тем не менее, экологически чистые овощи — это не роскошь для западного мира. Доля рынка в таких странах, как Китай, растет из-за наличия на нем различных пугающих составляющих. Это привело к тому, что потребители задумались о чрезмерном использовании защиты растений».
Парниковый эффект
Карта показывает, что во всем мире овощи выращиваются в теплицах и на вертикальных фермах. Это в ответ на спрос на неизменно высокое качество продукции без загрязнения круглый год, выращенное с использованием минимальных ресурсов.
«Биологическая защита сельскохозяйственных культур в теплицах достигла значительных успехов во всем мире. Управляемая среда, такая как теплица, позволяет минимизировать ошибки и успешно бороться с вредителями. В открытом поле это невозможно. Выращивание растений на субстратах помогает предотвратить заболевания и означает, что использование воды и удобрений можно контролировать. Это делает такой способ культивирования устойчивым, тем более, что можете получить гораздо большие урожаи за литр воды по сравнению с сельским хозяйством в открытом грунте».
«Неудивительно, что все больше и больше овощей выращивают в теплицах по всему миру. Однако основным препятствием является высокие инвестиции, необходимые для их строительства. Некоторые правительства поддерживают развитие устойчивого местного продовольственного снабжения и предлагают кредиты и субсидии для теплиц. Но банки, которые работают в этом сегменте, играют решающую роль в переходе к тепличному хозяйству».
Тенденция будущего — овощные блюда
Ван Рейсвик полагает, что в ближайшие несколько десятилетий значительно большая часть наших блюд станет растительной, оттеснив на второй план зерновые и животные белки. «Я вижу пусть медленный, но устойчивый тренд. Звучит много разговоров об альтернативах, таких как искусственное мясо или насекомые, но переход на овощи более логичен».
«Существуют различные овощи с высоким содержанием белка, такие как шпинат, сладкий картофель и горох, которые также отличаются низким уровнем калорий и высоким содержанием клетчатки, витаминов и минералов. К счастью, потребители все больше осознают это, поэтому профессиональные повара используют все больше овощей в своих меню. Рост потребления овощей частично зависит от предложения потребителям вкусных овощей, идей и рецептов. Удобство и вкус стимулируют потребление быстрее, чем аргументы, связанные со ЗОЖ».