Федеральная антимонопольная служба РФ обсуждает детали трансфера технологий Bayer для согласования покупки Monsanto и рассчитывает, что процесс завершится в намеченные сроки.
«У нас нет структурных требований при рассмотрении этой сделки, наши требования касаются только формирования механизма передачи технологий. Одним из элементов этого механизма является перечень возможных технологических решений, которые компании могут и должны, с нашей точки зрения, передавать своим российским потенциальным конкурентам и одновременно кооператорам. Вот детали трансфера технологий и являются сейчас предметом обсуждения», — сказал замглавы ФАС Андрей Цыганов.
«Время у нас еще есть, эта сделка рассматривается не только в России, она рассматривается во множестве зарубежных юрисдикций, практически во всех крупных, это и США, и ЕС, и Китай, и Индия, и Бразилия. Решения в этих юрисдикциях пока не приняты. На самом деле, мне кажется, что глобальное закрытие этой сделки может произойти весной, но не в начале. Я думаю, что в те сроки, которые мы наметили, мы этот процесс завершим», — отметил он.
В ноябре прошлого года ФАС объявила, что может согласовать сделку Bayer — Monsanto в случае, если Bayer выполнит поведенческие требования, включая передачу технологий в области селекции. Срок рассмотрения ходатайства германской Bayer AG о покупке 100% акций американской Monsanto был продлен на три месяца (он истекает в начале февраля). Антимонопольная служба пришла к выводу, что сделка может создать существенные риски для конкуренции на российском рынке, которые необходимо исключить на этапе ее согласования. Сделка затрагивает рынки семян, средств защиты растений, в частности, неселективных гербицидов, а также цифровых предложений для сельхозпроизводителей. Поведенческие требования для согласования сделки включают передачу технологий в области селекции, необходимых для создания новых сортов и гибридов, применимых в российских агроклиматических условиях, на основании неэксклюзивной лицензии, а также доступ к базам данных в области цифрового земледелия российским компаниям.
«Если мы рассматриваем ходатайства, особенно такие сложные и большие, то мы имеем право выставить так называемые предварительные условия, что мы и сделали. Мы не говорим, что не хотим, чтобы эта сделка не была совершена. Мы понимаем прекрасно, что те компетенции, те технологии, которые эти компании приносят на российский рынок, очень важны для нас, но мы хотим, чтобы их более интенсивный приход на российский рынок не создавал выжженную землю. А наоборот, чтобы те российские компании, которые работают в этом секторе экономики, те стартапы, которые есть, те заслуженные институты РАН, которые работают в агропромышленной сфере, продолжали существовать. Чтобы они вместе с ними объединялись и двигали вперед мировую науку, мировую агропромышленную практику. Поэтому единственным предварительным условием по данной сделке было создание определенных институциональных и регламентационных рамочек для того, чтобы осуществлять трансферт технологий. Кроме этого мы ничего от них не просим», — сказал А.Цыганов.
Ранее в январе глава ФАС Игорь Артемьев провел встречу с руководством Bayer, в рамках которой обсуждался ход выполнения компанией условий, определенных антимонопольной службой 7 ноября. По итогам встречи стороны высказали готовность к продолжению переговоров «по всем спорным моментам для достижения взаимоприемлемого решения», сообщала ФАС.
Bayer и Monsanto в сентябре 2016 года подписали окончательное соглашение о слиянии. Стоимость сделки — $66 млрд ($128 за акцию Monsanto). Bayer профинансирует приобретение за счет собственных и банковского средств.