Американская John Deere — единственная иностранная компания, имеющая право на субсидии для потребителей при продажах своей сельхозтехники в РФ, — успешно оспорила в суде попытку Минпромторга лишить ее господдержки. В последнее время закрытие доступа иностранных компаний к российским льготам становится одним из приоритетов госполитики в сельхозмашиностроении. Но суд счел отказ министерства включить John Deere в число получателей субсидий незаконным.
Арбитражный суд Москвы 31 января одобрил иск «Джон Дир Русь» к Минпромторгу и постановил признать незаконным и отменить заключение, лишающее компанию госсубсидий. Речь идет о постановлении 1432, по которому субсидируются скидки потребителям на российскую сельхозтехнику. Для получения этой поддержки производителю необходимо, в частности, подтвердить соответствие своей техники критериям произведенной в РФ (то есть это должна быть не крупноузловая сборка, а локализованное производство с определенным набором технологических операций). В июне 2017 года John Deere предоставила в Минпромторг документы о соответствии правилам предоставления субсидий, но профильный департамент министерства заключил, что компания условия не выполняет.
Из документов суда следует: Минпромторг счел, что компания не подтвердила обладание правами на конструкторскую и технологическую документацию в необходимом объеме. Однако несоблюдение этого пункта не является «самостоятельным основанием» для отказа в выдаче положительного заключения. При этом компания при предоставлении документов утверждала о наличии всех прав и была готова предоставить дополнительную информацию. John Deere соответствующих запросов от Минпромторга не получала, следовательно, говорится в материалах суда, отказ в положительном заключении является незаконным. Суд счел, что в заключении «отсутствует мотивировка отказа и ссылки на применимое законодательство». В Минпромторге не стали говорить, будут ли подавать апелляцию.
John Deere уже получала госсубсидии. У компании две производственные площадки в России — в Оренбурге и Домодедово. В Оренбурге компания выпускает локализованные сеялки, которые несколько лет проходили по требованиям правил предоставления субсидий. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, отмечает, что локализация сеялок — около 60%. Другие иностранные концерны не получают госсубсидии именно из-за того, что не выполняют необходимые технологические операции. Сейчас госсубсидии получает и зарубежный Claas по комбайнам, но техника пока не локализована, поддержка идет авансом за счет заключенного специнвестконтракта.
По данным отраслевой ассоциации «Росспецмаш», выпуск сеялок за девять месяцев 2017 года вырос на 16%, до 4,3 тыс. штук. Всего в 2016 году, не считая John Deere, госсубсидии по сеялкам получали пять российских компаний — «Евротехника», «Миллеровосельмаш», «Белагроспецмаш», «Сибзаводагро», белгородский завод «Ритм». По данным “Ъ”, доля господдержки сеялок John Deere к общему объему — около 13%. Так, за 2016 год John Deere получила госскидки примерно на 95 млн руб.
В утвержденной правительством стратегии развития сельхозмашиностроения большое внимание уделяется именно ужесточению доступа участников рынка к господдержке. Планировалось, в частности, постепенно увеличивать требования по локализации производства. Согласно стратегии, к 2023 году отечественные производители должны занять 80% рынка. Уже тогда, в 2017 году, собеседники “Ъ” в иностранных концернах считали, что и текущие требования практически «недостижимы и требуют развитой базы поставщиков в РФ», а John Deere была единственной иностранной компанией, которая выполняла требуемые технологические операции и получала субсидии.
По мнению управляющего партнера Heads Consulting Александра Базыкина, Минпромторг, скорее всего, оспорит решение в апелляции, но шансы министерства невысоки, поскольку допущенные им нарушения правил предоставления субсидий довольно грубые. С другой стороны, добавляет он, решение суда предполагает, что чиновники должны лишь устранить допущенные нарушения, что не помешает им при желании найти другие формальные поводы для отказа в субсидиях.