«Горящий творог» получит специальную маркировку.

Четверг, 08 февраля 2018, 00:00

Россию заполонили разнообразные молочные суррогаты, в которых попросту нет ни капли молока: горящий, как пластик, творог и сыр, молоко с примесью мела и пр. Минсельхоз обещает решить эту проблему совсем скоро: уже летом будет запущена специальная маркировка, которая позволит отличить молоко от молочного продукта, а сыр – от «сыроподобного». Впрочем, такие обещания чиновники дают не первый год.

«Бороться с суррогатами властям попросту невыгодно – если убрать с полок фальсификат, выяснится, что они пусты», – отмечали участники рынка. Да и сами россияне, чьи доходы снижаются уже первый год, просто не смогут позволить себе качественную молочную продукцию, продолжают эксперты.

Уже с июля этого года молочная продукция, содержащая в себе растительные жиры, будет специальным образом маркироваться. Такое обещание вчера дал глава Минсельхоза Александр Ткачев на съезде национального Союза производителей молока. «Это будут нормальные сантиметровые буквы, которые будет видно», – заверил министр. Ранее глава Минсельхоза уточнял, что «маркировка будет занимать 30% от площади этикетки, где будет написано, что в молочном продукте содержатся растительные жиры, в том числе пальмовое масло».

Министр отметил, что для того, чтобы решение заработало в полной мере, необходимо в несколько раз повысить штрафы за нарушения техрегламентов и правил маркировки. «Сегодня наша законодательная база не позволяет привлекать к адекватной ответственности нарушителей закона. Они отделываются столь маленьким штрафом, что это никак не влияет на результат», – посетовал Ткачев.

Как сообщается, законопроект «Об усилении административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции», разрабатываемый Минсельхозом, предусматривает увеличение штрафов за нарушение маркировки пищевой продукции до 200–400 тыс. руб. с текущих 100–300 тыс. руб. Документ также предусматривает увеличение административных штрафов в полтора-два раза. Для предприятий, нарушивших регламент, предусмотрено приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток, конфискация продукции и в случае повторного нарушения – оборудования для производства пищевой продукции. В Минсельхозе уверены: «Очищение рынка освободит нишу для добросовестных производителей, которые получат стимул к производству качественных продуктов».

Впрочем, чиновники не в первый раз обещают разобраться с засильем «пальмовых молочных продуктов». Так, еще летом 2015 года вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял, что правительство задумалось об ограничениях для использования пальмового масла в России. К дискуссии об ограничении оборота пальмового масла вернулись весной 2016-го. Тогда президент Владимир Путин поручил проработать вопрос, связанный с введением акциза на пальмовое масло. Также кабмину было поручено принять меры по доведению до потребителей информации о вхождении «пальмы» в состав продуктов.

Специальную маркировку молочных продуктов с растительными жирами обещали запустить еще в 2017 году. Но тогда обсуждение застопорилось (см. «НГ» от 19.05.17). Теперь же власти объявляют новый срок и обещают запустить маркировку летом. 

Многие эксперты такое промедление связывали с нежеланием самих властей убирать с полок суррогаты. «Уберите с полок фальсификат, и вы поймете, что продовольствия у нас нет», – замечал ранее директор совхоза им. Ленина Павел Грудинин. При этом долю фальсификатов среди молочной продукции сложно оценить даже примерно. Так, по мнению Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции, среди недорогих сливочных масел и сыров она достигает 90% (см. «НГ» от 21.12.17).

Сегодня, по оценкам Минсельхоза, фальсификат на молочном рынке достигает 3 млн т в год. При этом в ведомстве подчеркивают, что речь идет в первую очередь о сером импорте. «Главная причина всех бед молочной отрасли – серый импорт, фальсификат, нарушение техрегламентов при производстве, чтобы снизить издержки и себестоимость. Ни много ни мало – 3 млн т молока заходит по серым схемам, через Беларусь, в том числе украинский сырный продукт идет», – рассказал Александр Ткачев, умолчав о том, каковы объемы фальсификации отечественной продукции.

При этом сама РФ производит около 30 млн т сырого молока в год. Дефицит же оценивается в 8 млн т. Помимо серого импорта беспокоят чиновников и экспортные цены внутри Евразийского союза. Так, за последние девять месяцев в Белоруссии цена на сухое обезжиренное молоко упала на 40% за килограмм – до 130 руб. В России, в свою очередь, цены снизились всего на 10% – до 177 руб. за килограмм. «Как следствие – рост производства внутри страны и конкуренция с импортной дешевой продукцией приводят к затовариванию рынка. Только за прошлый год в России запасы сухого молока и сливочного масла выросли в два раза», – признает Ткачев.

Затоваривание рынков, по мнению экспертов рынка, может стать одной из главных угроз отрасли в текущем году. «В 2017 году запасы основной части товаров в молочной категории выросли. Объемы хранимого сухого молока на ноябрь 2017-го увеличились вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, питьевого молока – на 19,9%, сыров и сырных продуктов – на 35,3%, масла сливочного – на 82,9%, творога – на 58,4%. Исключение составила только кисломолочная продукция, в категории «запасы», напротив, уменьшились на 11%», – замечали в Союзмолоке.

Вместе с тем производство товарного молока в РФ растет, считают эксперты. «По данным Союзмолока, в 2017 году производство товарного молока в России выросло на 2,8% по отношению к показателю 2016 года и составило 21,2 млн т», – рассказывают в союзе. Со схожими оценками выступают и в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). По их мнению, весь рост объемов ушел в запасы продукции, которые за год увеличились на 800 тыс. т – до 1,3 млн т в пересчете на сырое молоко. «В том числе на хранение отправлена половина от прироста производства сливочного масла. А в сегменте сухого молока ситуация и вовсе близка к катастрофической: увеличение запасов в два с половиной раза превысило показатель расширения объемов выпуска продукта», – рассказал гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. И если не принять срочных мер по стабилизации ситуации в отрасли, она из супердрайвера экономического роста может превратиться в очень серьезную проблему, считает эксперт.

Ситуация осложняется низким спросом на молочную продукцию – ее потребление в условиях сокращающихся доходов россиян не растет. Так, по оценкам Союзмолока, потребление молока и молочных продуктов по итогам 2017 года снизится на 2% из-за низких показателей по сырам и слабой динамики по остальным видам товаров категории. «Потребление молока проседает из-за продолжительного уменьшения реальных доходов населения. В 2017 году снижение составило 1,7%», – полагают лоббисты молочного рынка.

И если не решить вопрос роста запасов вследствие падения спроса на готовую молочную продукцию, то не исключена отрицательная динамика цен на сырое молоко в ближайшие месяцы, уверен Рылько.

Пока же главной проблемой отечественного молочного рынка эксперты считают слишком высокие цены на продукцию. «С января 2013-го по декабрь 2017-го цена литра цельного стерилизованного молока возросла с 46 до 74 руб», – рассказывает главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Академии при президенте (РАНХиГС) Василий Узун, напоминая, что на этот период пришлось и падение доходов населения. «Соответственно снижалось потребление молока и молокопродуктов на душу населения (с 248 кг в 2013-го до 236 в 2016-го)», – говорит он, подчеркивая, что затоваривание рынка произошло из-за его дороговизны. «Дешевая импортная продукция не залеживается. Спрос на нее превышает предложение и бедное население было бы радо росту импорта такой продукции», – указывает эксперт.

Маркировка не решит проблем на молочном рынке, продолжает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «По факту их нанесение не способно повлиять на ключевые причины роста объема контрафакта, укоренения практики использования растительных жиров и реэкспорта, которым занимаются сопредельные страны», – уверен он. Кроме того, продолжает аналитик, за прошедшие три года в большинстве сфер производства продуктов питания удалось импорт заместить, но с молоком такой ситуации не произошло. «С 2103 по конец 2017 года объемы производства молока в стране (за исключением предложения мелких фермерских хозяйств) выросло всего с 18,9 до 21,2 млн тонн. Грубо говоря, основной причиной роста стоимости молока и молочной продукции является то, что предложение после введения ограничений на импорт сократилось кратно, но за 3 года не выросло и на четверть», – замечает он. Очевидно, цельное молоко и качественная молочка большинству россиян просто не по карману, резюмирует Жарский.

«Маркировка является базовым идентификатором, который позволит доступным языком информировать покупателей о содержании растительных жиров в молочных продуктах. Поэтому ее введение – лишь часть работы, которую необходимо провести в борьбе с фальсификатом», – считает генедиректор Petrova Five Consulting Марина Петрова, полагая, что для борьбы с фальсификатом кратно увеличивать объемы производства сырого молока, нормализовать терминологию и только после этого ужесточать штрафные санкции.

Автор: KVEDOMOSTI.RU

Источник новости

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля