Bayer подал в суд на Федеральную антимонопольную службу РФ из-за сделки с Monsanto, сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев.
«На нас только что подала в суд крупнейшая компания немецкая Bayer, которая сливаетcя с компанией Monsanto», — сказал Артемьев, выступая на встрече с депутатами «Единой России» в Госдуме.
«Мы требуем от них в обмен на согласие антимонопольного органа передачи значительной части технологий для нашего агропрома, потому что они имеют такой bigdata, что, если их запустить в объединенном виде, у нас от сельского хозяйства мало что останется», — отметил он.
«Это наш первый суд с ними. Они подали (иск — ИФ) на той неделе и заявили, что они готовы эту сделку не совершать на территории России, вообще отсюда уйдут», — сказал глава ФАС.
В свою очередь в Bayer позже во вторник заявили, что иск к ФАС не исключает согласования условий для сделки с Monsanto.
«Bayer воспользовался своим правом обжаловать предписание и обратился в суд. Этот шаг носит процессуальный характер и не повлияет на возможность переговоров по достижению взаимовыгодного соглашения с целью оказания поддержки дальнейшему инновационному развитию российского сельского хозяйства», — сказали «Интерфаксу» в пресс-службе компании.
По данным картотеки арбитражных дел, иск Bayer к ФАС был зарегистрирован 8 февраля. Компания добивается признания «решений и действий (бездействий) незаконными». Третьими лицами в разбирательстве являются ЗАО «Монсанто», Monsanto International и ООО «Монсанто Рус».
Иск будет рассматриваться в Арбитражном суде Москвы. «Мы надеемся победить в этом суде, как мы победили компанию Google, Apple, другие, потому что мы находили какие-то все-таки не очень стандартные решения», — отметил Артемьев.
Согласование сделки
В ноябре 2017 года ФАС объявила, что может согласовать сделку Bayer — Monsanto в случае, если Bayer выполнит поведенческие требования, включая передачу технологий в области селекции. Срок рассмотрения ходатайства германской Bayer AG о покупке 100% акций американской Monsanto был продлен на три месяца.
Антимонопольная служба пришла к выводу, что сделка может создать существенные риски для конкуренции на российском рынке, которые необходимо исключить на этапе ее согласования. Сделка затрагивает рынки семян, средств защиты растений, в частности, неселективных гербицидов, а также цифровых предложений для сельхозпроизводителей. Поведенческие требования для согласования сделки включают передачу технологий в области селекции, необходимых для создания новых сортов и гибридов, применимых в российских агроклиматических условиях, на основании неэксклюзивной лицензии, а также доступ к базам данных в области цифрового земледелия российским компаниям.
В январе Артемьев проводил встречу с руководством Bayer, стороны высказали готовность к продолжению переговоров «по всем спорным моментам для достижения взаимоприемлемого решения», сообщала тогда ФАС.
Замглавы ФАС Андрей Цыганов также был настроен позитивно: антимонопольная служба продолжает обсуждать с Bayer детали трансфера технологий и рассчитывает, что процесс завершится в намеченные сроки. «Время у нас еще есть, эта сделка рассматривается не только в России, она рассматривается во множестве зарубежных юрисдикций, практически во всех крупных, это и США, и ЕС, и Китай, и Индия, и Бразилия. Решения в этих юрисдикциях пока не приняты. На самом деле, мне кажется, что глобальное закрытие этой сделки может произойти весной, но не в начале. Я думаю, что в те сроки, которые мы наметили, мы этот процесс завершим», — говорил он в интервью «Интерфаксу» в конце января.
Bayer и Monsanto в сентябре 2016 года подписали окончательное соглашение о слиянии. Стоимость сделки — $66 млрд ($128 за акцию Monsanto). Bayer профинансирует приобретение за счет собственных и банковских средств.