Много сыра?

Четверг, 08 марта 2018, 00:00

Крупные сыродельные предприятия столкнулись с затоваренностью и снижением потребительского спроса. Между тем крафтовые сыроварни чувствуют себя на рынке достаточно комфортно несмотря на то, что выход на массовую полку получить по всей стране не могут, да и не всегда хотят. Ситуация на рынке сыров сложная и сохранится в напряженном состоянии затоваренности и проблем с потреблением еще несколько месяцев, высказали мнение эксперты рынка. И решать эти проблемы необходимо сообща.

По данным Росстата, в январе текущего года предприятия РФ произвели 36,3 тыс. тонн сыра. Это на 6,5% меньше чем месяцем ранее, но на 14% больше аналогичного периода 2017 года. Участники рынка признают, что в России сформировалось перепроизводство по всем категориям молочной продукции, при этом наиболее напряженная ситуация в сегментах сухих молочных продуктов, сыров и масла. Это, отмечают эксперты, стало одним из ключевых факторов снижения цен на сырье. В 2017 году, свидетельствуют данные Росстата, продажи жирных сыров в РФ снизились на 1,1%. При этом на рынках и ярмарках было продано 3,6% данной продукции. Продажи жирных сыров в январе текущего года сократились по сравнению с декабрем 2017г. почти на 27%.

Загнать себя в ловушку

Производители деликатесных и крафтовых сыров, опрошенные The DairyNews, подчеркивают, что не испытывают проблем с реализацией продукции, которая всегда находит своего покупателя. «Потребитель хочет качественный и вкусный продукт», — уверены сыровары. Олег Сирота, владелец Истринской сыроварни «Русский пармезан» в беседе с корреспондентом издания также подчеркнул, что не отмечает снижения спроса на продукцию. Однако, данный сегмент, несмотря на активное развитие после введения эмбарго в 2014 году, по-прежнему представлен в стране недостаточно для обеспечения населения, и ценовой диапазон на продукцию подобных сыроварен, признают, участники рынка, пока не доступен всем гражданам РФ.

По данным, озвученным представителями Росстата накануне, в январе 2018 года реальные доходы россиян сократились на 7%.

«В целом наблюдается негативный тренд в виде падения потребления таких молокоемких продуктов как сыр и масло. Импортозамещение происходит за счет роста производства сырого молока и падения потребления. При этом потребитель в РФ потребляет продукции в пересчете на сырое молоко больше, чем производится внутри страны», — рассказал на III Форуме молочных аналитиков директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко.
Отдельно эксперт затронул вопрос поставок сыроподобной продукции. В 2014 году, отметил он, в Россию ввозилось 51 тыс. тонн сыроподобной продукции. Крупнейшим поставщиком была Украина, затем Беларусь, Польша и другие страны. После введения эмбарго эта цифра упала до 15 тыс. тонн, но уже по итогам 2017 года показатель превысил 87 тыс. тонн. При этом почти 100% поставок сыроподобной продукции осуществила Беларусь.

«О чем это говорит? Украина и Польша как поставляли, так и продолжают поставлять эту продукцию»,— считает Михаил Мищенко. Излишек сформировался за счет того, что страна ввозит сыроподобную продукцию и производит сырные продукты.

«Потребитель завален самым дешевым продуктом. Эти объемы также влияют на ценообразование и закупки сырого молока. При этом мы не производим достаточно сыра, у нас излишек сыроподобной продукции. Ориентир производителей РФ на самый дешевый сегмент — это та ловушка, в которую мы сами себя загоняем. Мы сталкиваемся с сетью, которая требует максимально низкую цену, конкурируя между собой, а производители, отталкиваясь от заявлений разных аналитиков, меняют ориентир на самое дешевое»,— подчеркнул эксперт.

Ульрих Маршнер, директор по стратегическим проектам и развитию бизнеса «Хохланд Русланд» также отмечает снижение доходов населения, что приводит к перераспределению потребления в сторону более дешевой продукции.

«Покупательская способность начала снижаться. У народа меньше денег. Пошло перераспределение с более качественных сыров в сторону более дешевых и менее качественных сыров. Сейчас, если говорить о перспективах – мы в этот рынок верим, с качеством не играли. Но период восстановления будет дольше, чем в 2008-2009 годах. Боюсь, то, что видим сейчас — приведет к снижению репутации сыров. Очень много плавленых продуктов, а не сыров. Если репутация потеряна, живется веселее, но восстановить репутацию продукта стоит денег и времени. Мы видим, что потребитель хочет качества и готов платить, но в целом ситуация будет вызывать много вопросов. Это одна из больших угроз», — подытожил г-н Маршнер.

Рад бы в сыр, да доход не пускает

Несмотря на снижение реальных доходов, население хочет качества, уверены представители сыродельных предприятий.

«Главным образом, на ситуацию с потреблением влияют дороговизна и отсутствие бюджета для покупки молочной продукции. К сожалению, как бы там нам не говорили о восстановлении экономики, в части потребления мы по-прежнему видим довольно негативные тенденции. На мой взгляд, потребитель даже с ограниченным бюджетом, сегодня выбирает достаточно внимательно то, что потребляет. То есть он не покупает только по причине низкой цены. Он, безусловно, очень избирателен. С этой точки зрения, наблюдается улучшение потребительской культуры, потребительской образованности», — прокомментировал гендиректор «Фудлэнд» Максим Поляков.

По мнению эксперта, сырный продукт не доминирует в продажах, лишь занимает нишу, на которую есть спрос.

Совсем другая сторона вопроса – фальсификат, сырный и сыроподобный продукт, поставляемый на полку и реализуемый как натуральный сыр.

«Покупатель сегодня на полке не видит, чьего производства и какой продукт он приобретает. Есть продукт, который привлекает по цене, по вкусу, но узнаваемых брендов в наших торговых сетях нет. Затоваренные предприятия вынуждены сегодня сбрасывать цену на значительные уровни — до 20% и это очень сильно будоражит сельхозпроизводителей»,— отметил Олег Махнаков, директор ООО «РИКОН».

С 15 января текущего года Беларусь запретила транзитные поставки сыроподобной продукции в РФ. Российские власти в свою очередь предпринимают меры «по защите» отечественного рынка – ограничивая (или по крайней мере пытаясь) поставки молочного сырья из РБ (напомним, что запрет перенесен Россельхознадзором уже во второй раз – на 15 марта). В настоящее время достаточно большое количество белорусских предприятий уже находится под различными ограничениями – от усиленного контроля до запрета на поставки. Однако, подобные меры являются лишь временными и не дают долгосрочного эффекта развития отрасли. Проблемы необходимо решать сообща: начиная от уровня эффективности производства молока-сырья и заканчивая доступом на полку ритейлеров фальсифицированной продукции. Сегодня участники отрасли и лоббисты активно обсуждают увеличение штрафов за производство фальсификата, но подчеркивают, что подобным мерам должны подвергаться и сети, как формирующий спрос участник цепочки. Аналитики все-таки прогнозируют рост реальных доходов населения к концу года, но с приобретенным опытом, покупатель уже значительно снизил уровень доверия к отечественной продукции, который предстоит восстанавливать.

Между тем, рынок сыров привлекает к себе крупных инвесторов – как зарубежных, так и внутренних. Активно инвестировали в развитие в РФ Arla Foods, Valio, Hochland, DMK, в конце прошлого года на рынок России вышла Savencia, приобретя контрольный пакет Белебеевского молочного комбината.

«Молвест» планирует вложить 3 млн евро в линию по производству и упаковке сыра. А летом текущего года Агрокомплекс им. Ткачева намерен запустить крупное производство сыров.

Автор: KVEDOMOSTI.RU

Источник новости

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля