В Белгородской области пытаются сократить применение антибиотиков в животноводстве.

Воскресенье, 29 апреля 2018, 00:00

Минимизировать применение антибиотиков в производстве мяса белгородские производители, которые обеспечивают пятую часть российского рынка, договорились еще в прошлом году. Тогда, после слов главы региона о необходимости не только завоевывать рынок растущими объемами, но и постоянно работать над совершенствованием качества, в профильном управлении разработали «дорожную карту», а главы агрохолдингов пообещали ей следовать. Как показывают лабораторные пробы, следуют обещанию далеко не все производители.

Опасны ли продукты с антибиотиками? Мнения порой расходятся, но медики продолжают бить тревогу по этому поводу. Генеральный директор Центра сертификации сельскохозяйственных предприятий Светлана Щепеткина отмечает, что, по прогнозам, в 2050 году главной причиной человеческих смертей может стать так называемая антибиотикорезистентность — устойчивость организма к действию препаратов, а ее показатели «перерастут» в количество погибших от ДТП, диабета, холеры и даже онкологических заболеваний. По утверждению медиков, патогенные организмы, сталкиваясь с такого рода лекарствами каждый день, становятся все сильнее.

— Даже микродозы антибиотиков порой приводят к развитию устойчивости к ним, — напоминает эксперт. — Кроме того, уже доказано, что возникает так называемая перекрестная резистентность. Мы применяем гентамицин, а устойчивость формируется ко всем препаратам его группы. Достоверно доказана корреляция между количеством применяемых антибиотиков и числом резистентных штаммов. Кроме того, более сильные бактерии от животных могут передаваться человеку. Такова ситуация, к примеру, с тетрациклином: устойчивость кишечной палочки формируется у цыплят, а от них такая палочка может попасть к человеку. Более того, между собой микроорганизмы тоже обмениваются геном резистентности.

Щепеткина отмечает, что для выработки резистентности многого не надо: в некоторых случаях достаточно одного курса лечения животных или птиц. Ситуация усложняется еще и тем, что инструкции к препаратам не всегда верны, они попросту умаляют влияние лекарств на организм, а ветеринарные врачи, так сказать, из всех зол выбирая меньшее, не подозревают, что именно делают.

— Во многих аннотациях к таким медикаментам дается формулировка: «для профилактики», — говорит специалист. — При этом для одних и тех же препаратов указаны разные сроки выведения. В одном случае — 10 суток, в другом — трое. И как вы думаете, что берет ветврач? Конечно, чтобы как можно быстрее выпустить партию продукции, тот препарат, где срок выведения указан меньше. Только вот что мы получаем в действительности?

В Белгородской межобластной ветеринарной лаборатории пробы на антибиотики в продуктах питания делают регулярно. Сотни анализов как белгородских, так и привезенных из других регионов колбас, молочных продуктов, меда и прочего, все равно показывают остаток лекарств.

— В прошлом году в свинине обнаружили 93 случая положительных проб, из них 49 — это остатки лекарств, — сообщила представитель лаборатории Елена Николенко. — В птицеводческой продукции зафиксировали 65 случаев, в молоке — 11, в меде — 12. Кроме того, были 42 положительных результата при проверке кормов и кормовых добавок.

Николенко уверена: это все потому, что к производственному контролю подходят формально. По ее словам, в большинстве агрохолдингов складывается печальная картина: исследуется то, что не применяется, и не исследуется то, что применяется. Проверить могут одного поставщика из многих, а сроки выведения лекарства никто не контролирует. И даже если производители понимают, что в аннотации к препарату изложены далекие от реального действия инструкции, то претензии, как правило, никому не предъявляют.

Светлана Щепеткина добавляет: проконтролировать всю продукцию надзорные ведомства просто не в состоянии. В Белгородской области на 800 килограммов выпускаемого мяса приходится всего одна проба.

— Это капля в море, — подчеркивает она. — Возьми сейчас любой продукт: колбасу, мясо, творог — везде обнаруживаются антибиотики различных видов. А ведь это очень серьезно. Пенициллин у нас применяется, но к нему есть противопоказания: беременность, грудное вскармливание. Но может ли мама защититься от пенициллина? Только если сама проведет анализ, что маловероятно.

Сейчас недобросовестных производителей, допустивших остатки антибиотиков в продукции выше нормативов, заносят в специальную систему — своеобразный «черный список». Это служит поводом для внеплановых проверок Россельхознадзора и других мер. Однако эта ситуация напоминает противостояние контролирующих структур и представителей бизнеса. Первые взывают к здравому смыслу, требуя оставить антибиотики для людей, вторые не мыслят свою работу без привычных препаратов, апеллируя к передовому европейскому опыту. К примеру, свиноводы напоминают о том, что именно антибиотики во многом позволили крошечной Дании занять лидирующие позиции не только в производстве, но и экспорте свинины.

Впрочем, сами датчане теперь пришли к выводу о том, что пичкать антимикробными препаратами животных не стоит. И чтобы этот тезис был понят и принят всем фермерским сообществом, ввели карательные меры. Директор по вопросам продовольствия и ветеринарии Датского совета по сельскому хозяйству и продовольствию Йенс Мунк Эббесен вспоминает, что формирование системы производства мяса без антибиотиков начиналось с колоссального давления властей на бизнес.

— Датское правительство получило возможность обеспечить контроль уровня препаратов в организме животного, а также работу ветеринарных врачей, — сообщил он. — После этого завязались дискуссии между производителями, фермерами и властями. В результате сложилась система карточек — как в футболе. Если фермер использует больше антибиотиков, чем нужно, он получает желтую карточку. Начинаются проверки. И тогда он должен что-то сделать для того, чтобы сократить применение лекарств. Если фермер не в состоянии минимизировать применение антибиотиков, то его заставят сократить поголовье в стаде, а это будет стоить ему больших денег. Или же его принудят получать дополнительные платные рекомендации от ветеринарных специалистов, что тоже обходится недешево. Если и это не помогает, он получит красную карточку, которая обычно означает прекращение производства. Бизнес будет попросту уничтожен. 95 процентов наших фермеров принимают меры, как только они увидели желтую карточку.

Впрочем, сам датский эксперт отмечает, что не во всех странах аналогичная система заработает так, как на его родине. Важно четко контролировать стада животных, понимать, насколько они здоровы, законодательно утвердить правила работы ветеринаров — могут ли они продавать антибиотики или нет, а также контролировать сам рынок лекарств. В Испании, к примеру, ветврачи получают процент от продажи антибиотиков, а в США они находятся вообще в свободном доступе. В той же Дании использовать антибиотики не так уж и выгодно — слишком они дороги из-за высоких налогов. Помимо этого, необходимо просчитать и экономическую эффективность производства: будут ли покупать чистую свинину, для производства которой, к слову, понадобится усилить человеческий ресурс. В тех странах, где рабочие руки стоят дорого, это невыгодно: подобная практика сразу скажется на цене конечного продукта.

— Наш опыт показывает, что люди не готовы переплачивать, — резюмирует Йенс Мунк Эббесен.

Российские эксперты, в свою очередь, предлагают ввести систему добровольной сертификации таких продуктов. Светлана Щепеткина отмечает, что российские агрохолдинги похожи на датские тем, что имеют в основе производства замкнутый цикл от поля до прилавка, а значит, могут проверять свою продукцию на каждом этапе. Такие возможности уже есть, но только внедрять принципы контроля готов не каждый.

— Все технологии уже придуманы, — считает Щепеткина. — Мы достигли того уровня производства, когда продовольственная безопасность уже обеспечена. Теперь надо позаботиться о качестве продуктов.

Автор: KVEDOMOSTI.RU

Источник новости

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля