Нам не по карману: почти все российские крабы идут за границу.

Четверг, 03 мая 2018, 00:00

Добыча крабов – выгодный бизнес, рентабельность которого доходит до 60-70%. О том, что происходит с этой отраслью в России, рассказал в интервью ПРОВЭД президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков.

– Каков сегодня объем добычи крабов?

– По итогам 2017 года в России добыто 87,5 тысячи тонн крабов. Краб добывается на Дальнем Востоке и в Баренцевом море. Добывается девять видов крабов в 12 промысловых районах. Если говорить о доле в общероссийской добыче водных биологических ресурсов, то она небольшая – 1,8%, то есть всего в Российской Федерации в 2017 году добыто (водных биологических ресурсов – прим. ред.) 4,9 млн тонн.

– Если перевести все это в денежный эквивалент, то какая будет цифра?

– Краб – ценный промысловый объект, и, несмотря на незначительный объем вылова, объем выручки крабового сегмента составил в 2017 году 47,5 млрд рублей. Это примерно 15% общеотраслевого оборота.

– Есть ли какая-то динамика, скажем, за последние 10 лет – растет ли добыча? Каковы причины?

– За последние 10 лет вылов краба показывает положительную динамику. На 2018 год величина общего допустимого улова (ОДУ) крабов установлена на максимальном уровне за всю историю освоения этого ресурса. Это связано, во-первых, с тем, что многие негативные процессы, существовавшие на промысле, в первую очередь, браконьерство, успешно побеждены. Во-вторых, сложились благоприятные природные условия. Но все-таки можно говорить, что по многим объектам промысла мы достигли максимума, и в перспективе стоит ожидать снижения ОДУ. Природа в этом отношении циклична, и так было всегда.

– Какие объемы краба уходят за границу?

– Краб всегда, с советских времен, был экспортно-ориентированным объектом промысла. Сейчас до 95% всей крабовой продукции уходит на зарубежные рынки. При этом дефицита крабовой продукции на внутреннем рынке нет.

Краб – деликатесный продукт с высокой стоимостью, и покупательский спрос на него ограничен. Но он всегда есть на прилавках, а также в интернет-магазинах морепродуктов. Мы стараемся развивать внутренний рынок, поставляем крабовую продукцию в различном виде, от живого краба, до крабовых консервов, строим заводы для производства крабовой продукции, удобной для потребления конечным покупателем.

Есть ряд проблем, сдерживающих развитие внутреннего рынка. Например, условия хранения крабовой продукции. В первую очередь, я имею в виду варено-мороженую продукцию, условия хранения которой более жесткие по сравнению с рыбой. Не всегда торговые точки могут соблюдать этот режим, а это сильно портит товарный вид, да и просто опасно для потребителя. Также не всегда посредники готовы брать на себя риски, связанные с продвижением товара на рынок, попросту не способны покупать достаточно крупные партии товара и заниматься их дистрибуцией. Делать это самостоятельно также готовы далеко не все рыбаки. В этом плане зарубежные рынки более привлекательны для рыбаков.

– Интересует география продаж: в какие страны уходит российский краб, как распределяются поставки?

– Основные покупатели российского краба – это страны Азиатско-Тихоокеанского региона, куда входят США, Япония, Южная Корея, КНР. Небольшая часть идет в Канаду и в страны Евросоюза. Спрос на крабовую продукцию стабильный, хотя цены существенно колеблются в зависимости от сезонности и объема продукции, предлагаемой в конкретный период.

Что касается продукции, то предпочтения покупателей со временем меняются. Если в советский период основным видом продукции являлся консервированный краб, то в постсоветский – варено-мороженная продукция.

В последнее время акцент потребителей смещается в сторону живой крабовой продукции. Технологии позволяют сохранять краба в живом виде достаточно продолжительный период. Вообще краб уникальный продукт: выловленный на глубинах 200-600 метров и даже больше, он в живом виде может быть сохранен достаточно долго и доставлен на стол потребителя. Из водных биоресурсов таким свойством обладают немногие объекты промысла.

– Российский краб соответствует всем мировым стандартам?

– Без сомнения. В последнее время часть рынков очень требовательна к соответствию продукции экологическим стандартам промысла. Например, в ближайшие пару лет США может полностью отказаться от крабовой продукции без эко-маркировки. Краболовы северного бассейна недавно получили такой сертификат, мы готовимся к этому процессу. Со временем и другие рынки будут предъявлять аналогичные требования.

– В СМИ достаточно широко освещался вопрос необходимости сохранения «исторического принципа» распределения квот, который могут заменить аукционами. Так все же – будут аукционы или нет?

– В последнее время активно обсуждается вопрос реализации крабовых квот на аукционах, взамен действующего «исторического принципа», когда за предприятием сохраняется право вылова на новый срок, если оно добросовестно, без нарушений осуществляло промысловую деятельность. Отказ от «исторического принципа», безусловно, приведет к существенным негативным последствиям, а сиюминутная бюджетная выгода в долгосрочной перспективе обернется для всей отрасли рядом социально-экономических проблем.

Российское рыболовство уже проходило аукционы в начале 2000-х годов. Тогда все объекты промысла продавались на аукционы. Это привело ко многим негативным последствиям, преодолеть которые полностью удалось всего пару лет назад.

Пока позиция правительства не высказана по этому вопросу. 26 апреля на заседании Правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса под председательством Аркадия Дворковича этот вопрос обсуждался. Было дано поручение Минсельхозу обсудить его открыто с экспертным сообществом и предоставить финансово-экономические расчеты последствий введения аукционов.

Уверен, что по данному вопросу будет принято взвешенное решение, основанное на объективных экономических расчетах.

Автор: KVEDOMOSTI.RU

Источник новости

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля