Душанбе и Минск выводят отношения на уровень стратегического партнерства. Таков итог визита президента Белоруссии Александра Лукашенко в Таджикистан. За три дня главы двух государств обсудили разнообразные вопросы, начиная от экономики и заканчивая терроризмом. А также приняли «дорожную карту» сотрудничества на ближайшие два года. Эксперты отмечают, что Белоруссия не только решает свои задачи по диверсификации внешнеэкономических контактов, но и выходит на новые рынки — Таджикистана и Афганистана.
Президенты Эмомали Рахмон и Александр Лукашенко торжественно открыли сборочное производство белорусской сельхозтехники в Гиссаре, в 30 км от Душанбе. На территории предприятия была установлена памятная доска. Здесь будут собираться трактора Минского тракторного завода. Планируется, что в нынешнем году будет собрано 50 машин BELARUS-80.1 и BELARUS-82.1, а в дальнейшем ежегодно Гиссар начнет выпускать до 300 тракторов. Ввод в эксплуатацию большого сборочного цеха позволит производить более десяти наименований техники для ее последующей реализации в Таджикистане и сопредельных государствах. В 2018 году планируется наладить в Гиссаре производство прицепной и навесной техники ОАО «Бобруйскагромаш» и самоходных косилок ОАО «Гомсельмаш». В планах — освоение выпуска коммунальной техники Минского автомобильного завода, пожарной техники ООО «Пожснаб» и специальной техники завода «Амкодор».
Александр Лукашенко заметил, что в сентябре, когда он приедет на заседание Совета глав государств СНГ, то специально посетит предприятие — посмотреть, как идет работа. «В сентябре я буду здесь, и я уже посмотрю, как вы торгуете. В сентябре вы уже доложите нам, на какие рынки вышли. Мы же хотим создать здесь опорную площадку, чтобы вместе выходить на другие рынки», — заявил Лукашенко, обращаясь к руководству гиссарского предприятия. В свою очередь, Эмомали Рахмон говоря о перспективах совместного сотрудничества, отметил наличие большого количества проектов с международными финансовыми институтами, которые помогают аграрному сектору в стране приобретать технику.
Белорусская техника пользуется в Таджикистане большим спросом. Об этом сообщил журналистам директор АОЗТ «Агротехсервис» Джалолидин Нуралиев. «Сегодня ощущается нехватка около 10 тысяч единиц техники только по тракторам. Поэтому мы решили открывать сборку здесь, в Таджикистане. Для республики это еще важно с точки зрения создания рабочих мест, превращению республики из аграрной в аграрно-индустриальную», — добавил он.
Таджикский политолог Абдугани Мамадазимов сказал EADaily, что белорусы намерены через Таджикистан выйти и на афганский рынок. «Это первая попытка сотрудничества с Белоруссией. Сейчас в регионе начался процесс кооперации. Создается если не единый рынок, то прозрачное сотрудничество между Таджикистаном и Узбекистаном с перспективой выхода на северный Афганистан, а впоследствии и на юг страны. Рано или поздно в Афганистане начнется процесс восстановления страны, понадобятся и белорусская техника, и стройматериалы. Белорусская сторона намерена выйти в Афганистан по нескольким направлениям. Эти перспективы обсуждалась в Душанбе в ходе визита белорусского лидера. В частности, Белоруссия готова поставлять в Афганистан мясомолочную продукция по своим стандартам. Белорусские машины — БелАЗ, МАЗ, МТЗ — могут быть использованы для работы на строительстве крупных гидроэнергетических объектов. Есть еще предложения создания сборочных цехов по производству сельхозтехники и техники для горной добычи. По этим направлениям сейчас идет дискуссия. И о перспективах их вхождения и укрепления своих позиций на рынке Афганистана», — сказал эксперт.
Для Таджикистана, по его словам, белорусский опыт переработки сельскохозяйственной продукции очень интересен. Поэтому основания для сотрудничества есть. Более того, любопытно наблюдать за конкуренцией между БелАЗом и Caterpillar (одна из ведущих компаний по производству спецтехники) и другими западными компаниями. «Но в ценовой политике белорусы выигрывают. Поэтому таджикские власти при выборе производителя тяжелой техники обычно склоняются в сторону белорусских производителей», — сказал Абдугани Мамадазимов.
Политолог признал, что бизнес-климат в Таджикистане далек от мировых стандартов. «Естественно, есть свои минусы и трудности, но когда в республику идет большой бизнес, то он заходит под патронажем государства или компаний, аффилированных с государственными структурами. В этом случае проблем нет, они довольно успешно работают. Вхождение Белоруссии на таджикский рынок — это пока не большой прорыв. Идет зондирование и первичное укрепление в нашей стране», — считает Мамадазимов.
Ответным жестом станет фруктовый сад, который заложат в Брестской и Гомельской областях из таджикских саженцев. Соответствующее поручение белорусским чиновникам дал Александр Лукашенко, находясь в Душанбе. Этот вопрос, по его словам, он обсудил с Эмомали Рахмоном по пути в Гиссар.
«В Таджикистане тоже бывают суровые морозы в зимний период, но местные сады выживают. Неужели в Гомельской и Брестской областях мы не сможем возделывать эти же культуры, которые произрастают в Таджикистане?! Я чувствую, что у нас эти сорта будут расти», — сказал Лукашенко. Он дал поручение заложить по саду в каждой из названных областей и выделить под них достаточное количество земли: «Надо попробовать. Климат меняется. Мы арбузы выращиваем в центральной Беларуси».