Проект закона, предусматривающий ответные санкции против США, во вторник прошел второе чтение в Госдуме. Если документ будет принят окончательно, импорт американских товаров в Россию будет ограничен. Milknews изучил структуру ввоза сельскохозяйственной продукции из Соединенных Штатов и узнал, какие отрасли могут быть чувствительными для российских аграриев.
Предыстория
С апреля 2018 года Госдума рассматривает законопроект “О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) других иностранных государств». Его стали разрабатывать после того, как США расширили санкции на российских чиновников и бизнесменов, в том числе Олега Дерипаску и Виктора Вексельберга.
В редакции, в которой Дума рассмотрела закон 15 мая, были перечислены конкретные сферы, по которым правительство РФ может ограничивать импорт из США и других стран, которые ввели санкции против российской стороны.
Предполагается, что к второму чтению, которое пройдет 17 мая, депутаты уберут из документа список конкретных отраслей и видов продукции. В нынешней редакции в законопроект попали 16 мер, которые касаются импорта сельскохозяйственной, алкогольной, табачной продукции, а также лекарств.
Как ранее объяснил спикер Госдумы Вячеслав Володин, документ носит защитный характер. «Речь идет о недружественных действиях со стороны США и ряда других государств, и очевидна необходимость противостоять этому», — сказал он.
Сельскохозяйственный вопрос
Комитет Госдумы по аграрным вопросам поддержал предложенный законопроект. Депутаты назвали документ своевременным, обоснованным и создающим условия для симметричного ответа России на действия США.
«С учетом опыта введения в 2014-2015 годах продовольственного эмбарго… соответствующие меры, предпринятые Россией, в совокупности с дополнительными мерами господдержки отечественных сельхозтоваропроизводителей оказывают положительное мультипликативное влияние на развитие АПК РФ, позволили вывести отрасль сельского хозяйства в лидеры экономического роста, добиться существенных успехов в обеспечении импортозамещения и продовольственной безопасности», — говорится в заключении комитета на проект закона. При этом, депутаты отметили, что зависимость России от импорта ряда сельскохозяйственной продукции, в том числе из США, сохраняется.
Чувствительные категории
Объем импорта сельскохозяйственной продукции из США в Россию в суммарном объеме кажется незначительным, если его сравнивать с общими цифрами поставок из всех стран. По данным ФТС, доля США в объеме импорта сельхозпродукции в стоимостном выражении в прошлом году была всего 1,6%, удобрений — 0,2%, сельскохозяйственной технике — до 5%. Рядом с такими значениями грядущий запрет на поставки американских товаров обещает пройти практически незаметно для российских аграриев. Однако, если анализировать показатели по отдельным товарным группам, можно обнаружить гораздо более высокую долю американского импорта как в объеме, так и стоимости поставок — до 50% и выше.
Так, в прошлом году российская сторона импортировала племенных коз на 0,1 млн долларов из США, это 26% в стоимости и 14% в весе от общего значения внешних поставок в категории. На 110 млн долларов РФ импортировала семена подсолнечника для посева, это 9 865 тыс тонн, в общем объеме поставок из США — 41% в стоимости и 38% в весе. Больше 58% в стоимости составил американский импорт бычьего семени в Россию, российские аграрии отдали за поставки 5 млн долларов.
Значительную долю США сохраняют и в российском импорте химикатов для сельского хозяйства — выше 62% в стоимости и 34% в весе по противовсходовым средствам.
Сохраняются высокие значение и в сегменте сельскохозяйственной технике. В прошлом году российские аграрии закупили зерноуборочных комбайнов в американских компаниях на 11 млн долларов, в общей доле импорта категории это 12,2% в стоимости. 19,6 млн долларов ушло на покупку гусеничных тракторов, в это больше 87% в общем объеме импорта по категории.
Комментарий экспертов
Директор центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Шагайда рассказала Milknews, что ограничения неминуемо приведут к росту цен на товары, которые попадут в санкционный список. При этом, она уверена, что объемы импорта сельхозпродукции в случае введения дополнительных санкций против американских компаний не снизятся, изменится только география. “В плюсе будут внутренние производители и – если они будут наращивать экономическую активность, то должны увеличиваться поступления в бюджет, однако нужно иметь в виду, что если будет наращиваться производство неконкурентной продукции, то после снятия ограничений негативная ситуация может возникнуть у внутреннего поставщика, для конкурентной же продукции не нужно ограничивать импорт – она сама его вытеснит”, — рассуждает Шагайда.
Эксперт частично подтвердила цифры, опубликованные Milknews. У России сохраняется сильная импортозависимость по многим ресурсам, которые способствуют приросту производства в российском АПК. “Импортозависимость по семенам сахарной свёклы до 76%, в птицеводстве зависимость по племенному материалу 80-90%, существует риск ответных действий: запрет на поставку в Россию таких ресурсов”, — предупреждает эксперт. С тем, что новый законопроект будет чувствительным для ряда отраслей сельского хозяйства согласен и Артем Белов, исполнительный директор Союзмолоко. “Риски связаны с поставкой генетического материала. В молочном секторе мы сильно зависим от поставок бычьей спермы из США. Кроме того, значительная часть сельхозтехники также приходит из Северной Америки”, — говорит Белов.
В разговоре с Milknews Шагайда предположила, что за лоббированием подобных запретов могут стоять неконкурентные производители ресурсов для сельского хозяйства. “С такими инициативами выходили представители производителей средств защиты растений, которые даже при удорожании импортных препаратов умудрялись терять свою долю на рынке, к этим инициативам нужно относиться очень внимательно: создание условий, когда российский сельхозпроизводитель принуждается к покупке менее эффективных ресурсов ведет к удорожанию его продукции и – как следствие – сокращению спроса на нее”, — отметила эксперт.
Коллега Шагайды — Василий Узун, главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС был еще более резок в оценках законопроекта в разговоре с Milknews. “Любые санкции для многократно более мощной экономики США, это как дробина для слона, в санкционной войне нам нужно искать дипломатические решения, сильных союзников для организации отпора, наращивать свою экономику”, — говорит он. Артем Белов подтвердил слова Узуна. “Я не думаю, что для США потеря российского рынка будет что-то значить. Хотя наше сельское хозяйство и развивается динамично, но мы не единственные в мире, куда американцы продают свой семенной материал и сельхозтехнику”, — уверен он.
Василий Узун предложил законотворцам переключить внимание с сельского хозяйства на сектор легковых автомобилей. “Если вместо запрета на ввоз продовольствия запретить или ограничить ввоз легковых автомобилей из США, то экспортные потери противника могут быть вдвое выше (до $837 млн.), а внутри страны это коснется меньшего количества физических и юридических лиц, замену автомобилям США найти легко”, — считает он.