Об этом заявили замглавы ФАС Андрей Цыганов и начальник Управления контроля агропромышленного комплекса Анна Мирочиненко на сессии в рамках ПМЮФ в г. Санкт-Петербурге.
18 мая 2018 года в городе Санкт-Петербурге в рамках Петербургского международного юридического форума прошла сессия «Глобальная экономическая концентрация».
Андрей Цыганов, выступив модератором сессии, отметил, что практика применения действующего законодательства нуждается в совершенствовании. К такому выводу пришла ФАС России при рассмотрении нескольких глобальных транснациональных сделок экономической концентрации.
На примере сделки Байер-Монсанто начальник Управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России Анна Мирочиненко осветила новые подходы антимонопольного ведомства к контролю экономической концентрации в контексте глобализации и цифровизации экономики.
«Эта сделка стала настоящим испытанием для Федеральной антимонопольной службы. Она завершает формирование современной структуры рынка семян и средств защиты растений. Кроме того, эта сделка фактически предопределяет будущую структуру рынка АПК и новую модель ведения бизнеса на этом рынке. Она стала квинтэссенцией проблем и вызовов, с которыми приходится сталкиваться антимонопольному органу в эпоху глобализации и цифровизации экономики», — начала свое выступление Анна Мирочиненко.
Сделка Байер-Монсанто затрагивает социально-значимые рынки, определяющие продовольственную безопасность государства, носит глобальный характер (сделка рассматривалась более чем в 30 юрисдикциях), характеризуется радикальной трансформацией отрасли АПК (задействованы высокотехнологичные решения, защищенные патентами, IT-технологии, «big data»). Кроме того, слияние Байер-Монсанто нацелено на создание замкнутых систем на базе цифровых платформ, объединяющих под единым управлением несвязанные горизонтальным или вертикальным образом рынки.
«В результате глобальной трансформации отрасли АПК сформировался новый рынок агротехнологий. Агротехнологии – это совокупность инновационных методов, данных и знаний, позволяющих осуществлять разработку новых сортов и гибридов с заданными свойствами, как правило, в связке с пакетным предложением средств защиты растений и цифровых решений», — сообщила в своем выступлении начальник Управления контроля АПК.
Рынок агротехнологий является глобальным. Оборот агротехнологий носит ограниченный характер, поскольку агротехнологии, как правило, охраняются интеллектуальными правами, в том числе в режиме секретов производства, и самостоятельное введение их в оборот осуществляется в режиме обмена разработками между тесной группой лидеров рынка (большой четверкой). Рынок агротехнологий неразрывно связан с традиционными рынками — семян, средств защиты растений, поскольку именно на них происходит монетизация тех средств, которые затрачены на разработку агротехнологий. Оценка позиции компании на рынке носит комплексный характер и учитывает совокупность факторов (объем средств, вложенных в исследования и разработки, доли компаний на связанных рынках, завершенность технологий, объем накопленных данных и т.д.).
При оценке сделки Байер-Монсанто ФАС России исходила из следующего:
- тенденции развития глобального рынка АПК могут быть транслированы на российский рынок с учетом его высокой степени интеграции в мировой рынок;
- в силу ускоряющейся трансформации глобального рынка АПК необходима оценка последствий от сделки в краткосрочной и среднесрочной перспективе;
- позиции объединенной компании на рынках конечной продукции должны оцениваться исходя из положения компаний на рынке агротехнологий и тенденций развития глобального рынка АПК;
- при выработке мер антимонопольного реагирования необходимо учитывать цели защиты конкуренции и инновационного развития рынка;
- принимая глобальный характер сделки, необходимо проведение консультаций с зарубежными конкурентными ведомствами.
Анна Мирочиненко сообщила, что в результате совершения этой сделки мировой рынок семян, средств защиты растений и решений для цифрового земледелия приобретет устойчивую олигопольную структуру, группа лиц Байер — Монсанто по объему продаж займет лидирующие позиции на указанных рынках, получит контроль ключевых агротехнологий, что позволит объединенной компании значительно усилить рыночную власть на соответствующих рынках. С учетом структуры мирового рынка, тенденций его развития, а также отсутствия эффективной конкуренции со стороны российских компаний группа лиц Байер – Монсанто может в краткосрочной перспективе приобрести существенную рыночную власть на российском рынке.
«В ходе рассмотрения сделки мы выявили ряд угроз для конкуренции в результате ее совершения. Это возникновение новых и усиление действующих барьеров входа на соответствующие товарные рынки, повышение вероятности злоупотребления объединенной компанией своей рыночной властью и усиление стимулов для антиконконкурентных согласованных действий и соглашений», — прокомментировала начальник Управления контроля АПК.
Результатом рассмотрения этой сделки стала выдача антимонопольным ведомством предписания с установлением ряда обязательных для выполнения поведенческих требований, направленных на создание условий для развития потенциальной конкуренции со стороны российских компаний на рынке семян и цифровых платформ точного земледелия. Эти требования включают:
- трансфер молекулярных средств селекции и гермоплазмы российским компаниям, необходимых для создания новых сортов и гибридов
- недискриминационный доступ российских разработчиков программных продуктов, поставщиков услуг телематичеких сервисов и ресурсов (семена, средства защиты растений, удобрения и т.д.) к цифровым платформам точного земледелия
- недискриминационный доступ российских компаний к имеющимся массивам данных, собранным на территории РФ, на основании которых строятся прогнозные модели в рамках цифровых платформ точного земледелия.
«Впервые в рамках выполнения предписания был задействован механизм траста, который призван обеспечить эффективное выполнение предписания ФАС и его мониторинг. Таким уполномоченным органом стала независимая организация — Центр техтрансфера, созданный на базе Высшей школы экономики», — сообщила Анна Мирочиненко.
«Процесс рассмотрения сделки Байер и Монсанто выявил целый ряд проблем, решение которых требует изменения существующего законодательства. ФАС считает необходимым увеличить срок рассмотрения сделок, которые могут иметь негативные последствия для конкуренции, установить возможность доступа к конфиденциальной информации заинтересованных федеральных органов исполнительной и привлеченных экспертов без согласия участников сделки. Считаем важным закрепить возможность привлекать уполномоченных лиц с целью мониторинга исполнения предписания, а также ужесточить ответственность за неисполнение предписания антимонопольного ведомства», — подытожила свое выступление Анна Мирочиненко.
«Нам нужны разумные сроки рассмотрения сделок экономической концентрации, нужна технология снижения барьеров для свободного перехода знаний и технологий между участниками рынка, нужно четкое понимание того, что такое сетевой эффект и как он высчитывается при принятии решения», — продолжил Андрей Цыганов.
Подводя итоги сессии замглавы ФАС сообщил:
«Мы обсуждаем с коллегами по БРИКС создание механизма использования сходных подходов при рассмотрении сделок экономической концентрации на глобальных рынках. Мы понимаем, что для самих компаний будет удобнее и эффективнее предоставлять нам одинаковый объем информации и в одни и те же сроки. В этом случае конкурентные ведомства разных стран смогут обеспечить схожесть решений. Мы стремимся к тому, чтобы для бизнеса создавались комфортные условия работы для трансграничных и глобальных рынков. И подчеркну, что сотрудничество конкурентных стран БРИКС здесь просто необходимо».