Глава Росрыболовства Илья Шестаков хочет изменить механизм распределения квот на вылов краба. Он предлагает отдать право на вылов биоресурса тем компаниям, которые согласятся ежегодно платить наибольший объем налогов в бюджет. Идею проводить аукционы «на ставку налогового сбора» он сформулировал на Петербургском международном экономическом форуме.
Заявление вызвало бурную реакцию игроков рынка, настаивающих на сохранении исторического принципа предоставления лимитов. Эксперты объясняют заявление главы Федерального агентства по рыболовству (ФАР) различными причинами: от смены его непосредственного руководства в лице федеральных министров до предоставления ему карт-бланша на пополнение бюджета.
«Аукцион – это затравка, лакмусовая бумажка, чтобы отрасль задумалась, что стоять на месте нельзя. Да, мы за 10 лет добились консолидации отрасли. Но эффективность отрасли показали не наука, не исторический принцип, а финансовые отчеты, — считает Илья Шестаков. – Для нас важен не пересмотр (устоявшихся в отрасли правил, — ПРОВЭД), а вылов тех ресурсов, которые у нас есть. Я согласен, не надо проводить аукцион на долю квот: сегодня наука скажет, что можно выловить тысячу тонн, завтра – десять тысяч тонн, послезавтра – опять тысячу тонн. Давайте проведем аукционы на ставку (налогового) сбора».
Руководитель федерального агентства не пояснил, как именно могут проводиться данные аукционы, будут они единовременными или ежегодными, и прорабатывался ли в принципе в ведомстве данный механизм. Дать все разъяснения он пообещал на сентябрьском Рыбопромышленном форуме в Петербурге. В пресс-службе ФАР отказались от комментариев.
Эмоции взяли верх
Заявление Шестакова вызвало бурную реакцию рынка. Рыбопромышленники не припоминают подобной практики распределения квот ни в России, ни в других странах. Они полагают, что заявление главы федерального регулятора стоит отнести к категории эмоциональных — они сомневаются, что в федеральном ведомстве проработан план по проведению аукционов по новым, не применявшимся ранее, правилам.
На сессии присутствовал экономист Михаил Делягин, оппонировавший главе Росрыболовства. «По официальному отчету Минфина на 1 мая неиспользуемые бюджетные резервы составляют 1,45 трлн рублей. На фоне этих сумм ставить на уши отрасль из-за нескольких десятков миллиардов, на мой взгляд, некорректно», — сказал он во время своего выступления.
Экономист полагает, что глава федерального агентства оговорился: он имел ввиду необходимость проведения аукционов не на долю квот, а на физический объем вылова краба. Общий допустимый объем вылова биоресурса в территориальных водах России может меняться в зависимости от научных прогнозов профильных НИИ. Натуральное измерение лотов, выставленных на торги, может обезопасить краболовов от незапланированных убытков.
Чиновничьи интриги
Делягин склонен объяснять заявление Ильи Шестакова перестановками в федеральном правительстве, которые затронули сельскохозяйственный блок. В мае пост курирующего сельское хозяйство вице-премьера, вместо Аркадия Дворковича, занял Алексей Гордеев, а кресло министра сельского хозяйство после ухода Александра Ткачева досталось Дмитрию Патрушеву, сыну секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева.
«Возможно, это часть информационной войны, в ходе которой Росрыболовство пытается создать у нового руководства впечатление, что решение о проведении аукционов уже принято. К тому же, в контексте перестановок в правительстве возможна смена и руководителя ФАР», — полагает он.
Как отмечает председатель совета директоров СЗРК Дмитрий Озерский, значительная часть флота игроков рынка сегодня обветшала и не представляет особой ценности. «Главная ценность в отрасли — правила игры, определенные в начале 2000-х годов. Сегодня нет никакой определенности и понимания, по каким правилам рынок будет развиваться дальше. За состоянием бюджета следит Минфин, а руководитель Росрыболовства должен думать о развитии отрасли», — говорит рыбопромышленник. По его словам, рыбаки ждут принятия решения о проведении аукционов или сохранении исторического принципа до конца 2018 года — договоры с ФАР на добычу краба истекают в конце этого года.
Игроки рынка отмечают смену риторики главы ФАР. В конце прошлого года представители ведомства крайне аккуратно комментировали возможное проведение аукционов, подчеркивая, что в этом вопросе необходимо соблюсти баланс интересов игроков рынка и бюджета. Субботнее заявление Ильи Шестакова можно трактовать как сигнал: задачу наполнения бюджета никто не снимал, и аукционы будут проведены. В том или ином виде.