Уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей Борис Титов предложил ввести сбор на импорт крепкого алкоголя и вина. Соответствующее письмо он уже направил главе государства Владимиру Путину. Бизнес-омбудсмен считает, что его идея поможет повысить конкурентоспособность российских производителей. Российский лидер уже поручил министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву и своему помощнику Андрею Белоусову изучить вопрос.
30 рублей за бутылку
Виноделы ежегодно получают от государства около 1,5 миллиарда рублей. Однако для достижения целевых показателей в этой области этих средств им не хватает. По расчётам Бориса Титова, чтобы отечественные виноделы достигли заложенных в госпрограммах параметров, им требуется не менее 50 миллиардов рублей. «У российского виноделия большой потенциал: виноградопригодные земли в России характеризуются разнообразием терруаров, природно-климатические условия позволяют выпускать все известные в мире виды винодельческой продукции», — подчеркнул бизнес-омбудсмен.
Именно для того чтобы увеличить поступления в отрасль, уполномоченный и предложил ввести специальный налог на импорт вина: это как повысит поступления в казну, так и сделает отечественные вина более привлекательными по сравнению с дешёвыми зарубежными аналогами. Борис Титов размер сбора в письме не уточнил. При этом он отметил, что дополнительной мерой также могло бы стать усиление контроля за качеством ввозимых вин, включая контрольные закупки в магазинах и введение минимальной цены.
По мнению президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, сбор, если он появится, не будет превышать 30 рублей с бутылки. «Сейчас в Россию ежегодно ввозится около одного миллиарда бутылок импортного алкоголя. И получается, что при грубых расчётах сбор с бутылки не должен превышать 30 рублей», — сказал Попович «Парламентской газете». Он добавил, что после введения налога импортёры, конечно, включат свои затраты на него в итоговую стоимость, в результате чего зарубежное вино подорожает.
Надежда на президента
Ранее важность развития виноделия и виноградарства подчёркивала и замдиректора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Ирина Федина. На форуме Wine Retail она констатировала, что к 2025 году необходимо увеличить площадь виноградников на 44 процента — до 126 тысяч гектаров — и производство вин из собственного винограда.
В России за 2017 год заложили порядка пяти тысяч гектаров виноградников. Второй и даже третий год подряд их высаживают больше, чем корчуют. «Но пока и эта цифра далека от 10 тысяч гектаров, которые нужны нам по программе развития виноградарства Минсельхоза», — отметил Попович.
Он также подчеркнул, что в 2018 году постепенно происходит откат в балансе продаж российского вина и импортного. «Если мы могли на падении рубля достичь доли 80 процентов российского вина на рынке, то в этом году импорта будет уже наверняка больше 30 процентов. Это плохо для наших производителей. Нам нужно активнее продвигать свои вина, обращаясь к государству за поддержкой», — объяснил глава Союза виноделов.
Сегодня в РФ приходится 8,3 литра потребления вина на душу населения в год. Одновременно, по данным Росстата, в 2017 году производство отечественного вина упало до десятилетнего минимума — 31,97 миллиона дал вина (без учёта шампанского и игристых вин), что на 13,4 процента меньше, чем в предыдущем году. «Это самый низкий показатель за последнее десятилетие», — отметил Леонид Попович, добавив, что ситуация пока грустная. Прежний минимум — 32,2 миллиона дал — был зафиксирован в 2014 году, в остальные годы объём производства вина был в диапазоне от 36 до 54,1 миллиона дал.
Минсельхоз рекордно низкий показатель объяснил холодным и дождливым летом. При этом участники рынка уверены, что основная причина неудач в масштабном присутствии на российском розничном рынке недорогих качественных импортных вин. По данным на конец ноября, в Россию за год было ввезено 4,1 миллиона гектолитров вина на сумму 922,8 миллиона долларов. Большинство бутылок приезжает из Испании, Италии и Франции. …
Полный текст читайте в «Обзоре прессы».



