Ленобласть выделит из бюджета 750 млн рублей субсидий на строительство пяти сырзаводов общей стоимостью около 5 млрд рублей. Желание получить региональное софинансирование выразили три предприятия: гатчинский молокозавод «Галактика», принадлежащий Максиму Иванову и Игорю Дю, приозерский племзавод «Красноозерное» Вадима Сердюкова (сын экс-губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова) и всеволожский племзавод «Бугры», подконтрольный бывшему вице-губернатору Петербурга по строительству Виктору Локтионову.
Как стало известно ПРОВЭД, средства на поддержку строительства в общем объеме 750 млн рублей будут выделены из областного бюджета в течение трех лет. По словам заместителя председателя правительства региона по АПК Олег Малащенко, это необходимо, чтобы избежать перепроизводства сырого молока и снять проблему падения его закупочной стоимости. Всего планируется построить 5 заводов. Каждый из них должен стоить не менее 300 млн рублей, а регион готов субсидировать до 150 млн рублей на один проект.
При этом каждый участник обязан производить около 2 тыс. тонн сыра в год, забирая у местных производителей по 21 тыс. тонн сырого молока в год в течение пяти лет. Всего в 2017 году объем производства молока в Ленобласти составил 632 тыс. тонн. В комитете по АПК пояснили, что отбор пяти проектов для субсидирования будет проводиться из первых заявившихся предприятий.
Первым заявился всеволожский племзавод «Бугры». Предприятие готово вложить в расширение мощностей 1,3 млрд рублей.
Крупнейший производитель молока и молочных продуктов Ленобласти — «Галактика» — готов построить мощности по выпуску 3,6 тыс. тонн сыра в год. Для этого ему потребуется 36 тыс. тонн молока, посчитали участники рынка. По их оценкам, такое предприятие обойдется примерно в 1 млрд рублей. Совладелец «Галактики» Игорь Дю оказался недоступен для комментариев.
Примерно столько же, по словам участников рынка, может инвестировать в развитие племзавод «Красноозерное» Вадима Сердюкова. Это предприятие уже сейчас производит собственную продукции под маркой «Зеленый берег» (молоко, творог, кефир, сыр и т. д.). Пока в компании не комментируют перспективы сырного производства.
Еще два участника проекта пока определяются.
Сырные берега
«Сыр — это востребованный продукт. Ленобласть сегодня производит 450 тонн сыра в год, а город и область вместе потребляют 46,5 тыс. тонн. Нашим производителям есть куда развиваться», — поясняет Олег Малащенко.
Впрочем, не все участники рынка уверены в успехе этого замысла.
«Хороший завод по производству сыра стоит около 1 млрд рублей. Несмотря на достаточно большой объем субсидий, которые предлагаются, их явно недостаточно. Откуда возьмут деньги производители, которым сейчас едва хватает оборотных средств? Это слишком сложная схема поддержки, нужны более простые и действенные решения — от работы с перерабатывающими заводами, увеличения субсидий до популяризации потребления молока и молочной продукции», — говорит президент концерна «Детскоселький» Юрий Брагинец.
«Новички на этом рынке, в первую очередь, столкнутся с тем, что им придется осваивать новые технологии для производства сыра, а также с проблемой продвижения своей продукции на прилавки. Хотя идея хорошая, многое зависит от того, будет ли соответствовать их продукция запросам потребителей», — говорит Альберт Суфияров, президент ГК «Нева Милк».
Также стоит вопрос применения сыворотки, которая остается после производства сыра. «Ее надо либо сушить и затем продавать на кондитерские предприятия, либо утилизировать. А это потребует гораздо больших инвестиций», — отмечает Альберт Суфияров.
Регион региону рознь
По подсчетам участников рынка, закупочные цены на молочное сырье в регионе с начала года упали на 2-3 рубля, до 21-23 рублей за 1 литр – это фактически на уровне себестоимости, говорят участники рынка. Это связано как со снижением покупательской способности, так и с ростом импорта сухого молока.
Снижение закупочных цен на молоко началось в январе 2018 года. «Европейские производители накопили на складах излишки сухого молока и отправили их по бросовым ценам в Россию», — отмечает один из игроков. А поскольку требований к содержанию сухого молока в молоке и молочной продукции нет, этим пользуются переработчики, которые всеми силами снижают себестоимость, чтобы быть конкурентоспособными на прилавках.
Как посчитали в «Агриконсалт» на основе данных ФТС, импорт сухого молока в Россию в 2017 году вырос до $479 млн, тогда как в 2016 году составил $449 млн. Согласно исследованию IndexBox Russia, в 2017 году рынок сухого молока составил 200,6 тыс. тонн, что на 3% больше, чем годом ранее. Для сравнения: в 2016 году этот показатель составил 195,6 тыс. тонн (в годовом выражении рост тогда составил 13%). Около 70% составляет импорт, из которого примерно 80% приходится на Белоруссию. Как говорят эксперты, это реэкспорт европейской продукции.
Кроме того, падает покупательная способность населения. Так, по данным Petrova Five Consulting, в 2017 году потребление молока снизилось на 17%, до 209 кг на душу населения, по сравнению с 244 кг в 2014 году. При этом, по данным Минсельхоза, производство молока в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах России в 2017 году составило 17,86 млн тонн, что на 3,5% больше уровня 2016 года. Это 82% от общей потребности, приводит данные MilkNews. Недостающие объемы компенсируются за счет импорта, который составляет около 7,5 млн тонн (для сравнения: годом ранее — 7,4 млн тонн).
Некоторые игроки также апеллируют к тому, что международные корпорации PepsiCo и Danone, занимают около 20% рынка молока и молочных продуктов в России. Им легко обрушить российских производителей, рассуждает другой участник рынка, особенно в нашем регионе, где молоко идет всего на 4 завода («Галактика», «Пискаревский», PepsiCo и Danone).
Интересно, что проблемы затронули в основном те регионы, которые активно наращивают объемы производства молока, полностью закрывая свои потребности.
В Новгородской области снижения цен не произошло — регион обеспечивает себя молочным сырьем на 50%. «Но переработчики стали отказываться от излишних объемов молока. Это привело к тому, что производители перестали наращивать мощности. Чтобы решить проблему со снижением закупочных цен, надо ужесточить требования к импортному молоку и молочной продукции, снизить объем фальсификата, а также уменьшить квоты на ввоз молочной продукции из Белоруссии», — говорит замминистра сельского хозяйства Новгородской области Александр Дементьев.
Рассматривает возможность поддержать своих производителей и Псковская область. «Мы будем обсуждать этот вопрос с Минсельхозом. Вероятно, будут выделены дополнительные субсидии», — говорит Николай Романов, руководитель управления сельского хозяйства администрации Псковской области.
«Сейчас беспокоит не столько падение цен на молоко, сколько безумный рост цен на дизельное топливо, что вымывает из предприятий оборотные средства. Тем более это совпало с посевной кампанией и заготовкой кормов», — добавляет владелец молочного хозяйства «Дашенька» (Псковская область) Андрей Трифанов.