Правила обязательной маркировки молокосодержащих продуктов заработают в ЕАЭС с 16 июля.

Вторник, 17 июля 2018, 00:00

Новые правила маркировки молокосодержащих продуктов, обязующие производителей указывать информацию об использовании заменителей молочного жира, вступают в силу в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с 16 июля. Соответствующие поправки были приняты в технические регламенты производства молочных продуктов.

Требования коснутся, в первую очередь, заменителей, изготовленных на основе растительных масел, информация о содержании которых будет наноситься на выделенное контрастным цветом информационное поле. Как отметили в Роскачестве, специалисты которого участвовали в изменении законодательства, обязательная часть наименования, содержащая фразу «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира» и информацию о технологии производства продукции, должна быть нанесена шрифтом не менее 2,5 мм. Также введена обязательная надпись «Содержит растительные масла» размером не менее 3 мм. Кроме того, на упаковку наносится маркировка, содержащая информацию о массовой доле немолочного жира в виде процентного содержания в продукте (например, массовая доля жира 15%, в том числе растительного жира — 6%).

Новые правила коснутся названий самих молокосодержащих продуктов. «На этикетках таких товаров запрещается использовать не только знакомые, понятные всем названия традиционных продуктов, но даже их имитацию — «творожок», «маслице», «сметанка» и так далее. Впредь они будут именоваться молокосодержащими продуктами», — пояснил первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Владимир Плотников.

По данным Роскачества, пока у предприятий есть 180 дней на то, чтобы изменить упаковку и оформить новые декларации на продукцию с измененными названиями и маркировкой. «Ожидается, что первые продукты в новой упаковке появятся на прилавках осенью. А полный переход произойдет ближе к середине 2019 года, когда из оборота выйдут молочные продукты с большим сроком годности — такие как ультрапастеризованное молоко и некоторые виды кисломолочных продуктов. Роскачество будет внимательно следить за тем, чтобы на рынке не осталось продуктов, не исполняющих требования законодательства», — отметила заместитель главы Роскачества Елена Саратцева.

Она также напомнила, что использование растительных масел в качестве заменителей молочного жира далеко не всегда опасно, однако производство таких продуктов значительно дешевле, чем производство натуральной «молочки», а значит, и цена на них должно быть ниже.

Кому поможет новая маркировка

По мнению Плотникова, введение новых требований к маркировке таких продуктов вызвано необходимостью защиты потребителей от навязывания им обманным путем подделок под видом натуральной молочной продукции. «Тем самым покупателям предоставляется возможность сделать осознанный выбор», — уверен депутат.

Он также подчеркнул, что наряду с потребителями в выигрыше от нововведений будут также добросовестные производители и переработчики молока. «Производя качественную, натуральную продукцию, требующую больше затрат, они несут значительные материальные и моральные издержки от разного рода мошенников и махинаторов, производящих фальсификат», — считает глава АККОР.

Саратцева согласна с тем, что уточнение правил маркировки положительно скажется на добропорядочных производителях, поскольку спрос на качественные молочные продукты возрастет. В то же время нельзя не допустить вероятность факта недобросовестной конкуренции, считает она. «Те производители, которые фальсифицировали свою продукцию и под видом сливочного масла продавали спреды, вряд ли захотят сразу изменить маркировку», — рассуждает замглавы Роскачества.

Схожей точки зрения придерживается и руководитель группы стандартизации Молочного союза России Лариса Абдуллаевва. «Эти нововведения лишь более четко классифицируют продукцию по ее составу и, возможно, некоторых законопослушных производителей просто убедят не производить продукты со столь сложными и непонятными названиями. Те, кто занимался фальсификацией, то есть производил традиционные молочные продукты с добавлением запрещенного растительного жира, не сообщая об этом потребителю ничего на этикетке и используя для наименований классические понятия «сыр», «творог», «сгущенное молоко с сахаром» и так далее, вряд ли уйдут сейчас с рынка, им делать это выгодно», — считает эксперт.

По мнению Абдуллаевой, чтобы в магазинах не было «лжесметаны» и «псевдосыра», государству надо принять иные меры, которые сделают производство фальсификата экономически невыгодным, создадут преференции и выгодные условия для производителей традиционных молочных продуктов, обеспечат действенный таможенный и налоговый контроль на стадии ввоза и реализации. «Кроме того, не последнюю роль в наличии на торговой полке молочного фальсификата играют и отдельные торговые организации, которые настаивают на поставках для реализации в торговлю как можно более дешевого продукта, но с привычным классическим наименованием. Такие инициативы, способствующие появлению фальсификата, безусловно, должны пресекаться государством уже на стадии технического регулирования торговой отрасли», — полагает она.

Однако существует вероятность и того, что некоторые компании уже сейчас откажутся от производства категорий с применением растительных жиров, начав производить линейку продукции только с молочными жирами. «В России при этом есть предубеждения перед растительными жирами, поэтому многие производители, по нашей информации, полностью отказались от выпуска такой продукции. Важно после вступления в силу таких поправок следить за соблюдением новых правил, чтобы недобросовестные производители соблюдали требования к маркировке», — рассказал исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов.

По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, достаточно высокие штрафы за нарушение техрегламента приведут к тому, что серьезные производители не будут нарушать законодательство. «Если также будут предприняты шаги по расширению доступа производителей к молочному сырью… то предприятия будут переходить на переработку молочной продукции. В то же время вычищение дешевых заменителей может привести к росту цен и изменению матрицы товаров в магазине, но у потребителя будет понятный выбор — готов ли он платить деньги за полностью молочные продукты или отдать предпочтение молокосодержащим, более доступным продуктам», — считает он.

По мнению заместителя председателя правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрия Леонова, молокосодержащая продукция пока не уйдет с полок российских магазинов. «С одной стороны, это может снизить объем продаж молокосодержащей продукции, с другой стороны, не стоит забывать, что покупательная способность населения все еще остается на достаточно низком уровне, что, несомненно, будет продолжать влиять на рынок. Если основополагающим фактором при выборе продукции будет являться исключительно цена, то уровень продаж продукции с растительными жирами как минимум не снизится», — отмечает Леонов.

При этом, по его мнению, покупателю теперь будет проще ориентироваться при выборе покупаемой продукции, поскольку его не будет вводить в заблуждение красивое название на упаковке.

Автор: KVEDOMOSTI.RU

Источник новости

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля