В России уже более 10 лет развивается органическое земледелие и производство, но до сих пор эта сфера не регулировалась законодательно.
Попытки законодательного закрепления термина «органическая продукция» начались уже в 2003 и в 2005 годах, когда в Совете Федерации РФ прошли первые обсуждения проблемы, но это не получило дальнейшего развития. В 2012 году Минсельхоз РФ подготовил первую редакцию Закона «О производстве экологически чистой (органической) сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», но она не была поддержана ни сообществом производителей органики, ни властями. К разработке законопроекта подключилось органическое сообщество, и эта новая версия стала основой законопроекта, однако продвижение его снова проходило медленно. И, наконец, законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму.
Перед первым чтением в рамках согласований закон вновь претерпел существенные изменения. Первое чтение прошло в начале апреля 2018 года. Однако версия изменённого законопроекта, которая была предложена, была не очень поддержана органическим сообществом. Рабочая группа при Комитете по аграрным вопросам Госдумы, с участием представителей Государственного правового управления при Президенте РФ, Минсельхоза РФ, Национального органического союза, специалистов профильных организаций, внесла много изменений в текст законопроекта, был выработан обновленный вариант. Пришлось преодолевать и сопротивление определенных лоббистских кругов, тем не менее рабочей группе удалось согласовать спорные вопросы.
В частности, в первоначальном тексте законопроекта были моменты, несовместимые с органикой. Удалось добиться включения дикоросов в закон, убрать неясную терминологию, связанную с ограниченным использованием в производстве химикатов, антибиотиков – теперь это запрещено, за исключением тех, которые оговорены в российских и международных стандартах. Более четко указаны моменты, которые запрещены или разрешены в органическом производстве. Введен раздел маркировки органической продукции. Более четко дана информация, как будет наноситься маркировка и что в ней будет. Удалось снизить срок введения закона: изначально предполагалось, что ряд статей закона вступают в силу сразу после подписания закона, другие статьи в 2021 году, теперь решено, что срок вступления целого ряда положений закона – 2020 год. …
Еще один важный вопрос – аккредитация сертификационных компаний, решено, что она будет проходить именно в области органического производства, чего не было указано раньше, формулировка была размыта, было непонимание, кто может сертифицировать органическое производство.
В законопроекте также появилось больше ссылок на межгосударственные и международные стандарты. Теперь органическое сообщество поддержало обновленный текст законопроекта.
Как рассказывает Сергей Сорокоумов, один из авторов и инициаторов законопроекта, советник министра сельского хозяйства РФ по вопросам развития органического сельского хозяйства (генеральный директор компании «Агропромтехснаб»), в текст законопроекта были внесены основные изменения, их немного, но они очень нужные. «Самое важное, что в тексте появилась статья, которая вызывала больше всего вопросов и предложений, – она касается маркировки. Теперь по законопроекту маркировать продукцию можно только как «органический продукт». Любые надписи «биологический», «экологический» и так далее на якобы органической продукции будут незаконными. За введение потребителя в заблуждение – если продукцию маркируют как органическую, но это не подтверждено сертификатом, — производитель будет наказываться в рамках Кодекса об административных правонарушениях. Важно также, что к органической продукции теперь отнесены и дикоросы.
Также закон четко прописал требования к производству органической продукции, например, запрещение гидропонного способа производства, использование минеральных удобрений, раздельное производство органической и обычной продукции на всех этапах. Появился также пункт о том, что конкретные правила производства будут определяться национальными и международными стандартами. Также уточнилось, что органы по сертификации обязательно должны быть аккредитованы в государственной системе аккредитации в сфере производства органической продукции.
Мы также оговорили, что будут внесены изменения в других законодательных актах, прежде всего в закон о развитии сельского хозяйства. Для нас это было принципиально, поскольку органическое сельское хозяйство — специфическая форма производства, и неверно было бы не отразить это в законе о развитии сельского хозяйства».
«Закон больше определяет, как мы будем жить и как мы будем развивать органическое земледелие, а не какое оно будет. И в этом смысле любой закон лучше, чем отсутствие закона. Поэтому я обеими руками «за», и говорю, что здорово, что этот закон появится,- подчеркивает Сергей Бачин, председатель совета директоров группы компаний «Агранта», члена НОС. — Наши задачи на будущее – и просвещение потребителя, и борьба с контрафактом. Как только закон будет принят, может произойти всплеск контрафакта. Задачей производителей и государства, как и Национального органического союза, будет в том числе в том, чтобы была создана и четко функционировала правильная система борьбы с контрафактной продукцией. Система контроля за аккредитацией сертификаторов также должна быть действенной, думаю, что нужен и государственный, и общественный, профессиональный контроль. С точки зрения государственного контроля, мы предполагаем, что после введения закона в действие появится обязательное требование к регистрации сертификатора и его аккредитации в государственном органе по аккредитации».
«Закон в нынешней версии является оптимальным, — считает Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза. – Мы, начиная с 2013 года, работали над его разработкой, и нынешняя версия соответствует ожиданиям органического сообщества. Отсылочная часть к национальным стандартам позволяет нам дальше работать детально над стандартами, они будут основой органического рынка. НОС, начав работу с IFOAM International по согласованию этих стандартов, сможет продолжать эту работу уже на основании закона».
Олег Мироненко отметил важность принятия Россией закона об органике во время принятия таких же законодательных актов в других странах СНГ: «10 июля был принят закон в Украине, в ближайшее время он будет принят в Казахстане и Белоруссии, таким образом выравнивается наше положение на рынке стран ЕАЭС и СНГ».
Закон позволяет запустить создание Единого реестра органических производителей, нормализовать работу сертификационных компаний, зачистку органической полки в ритейле, повышать доверие производителей, подчеркнул Олег Мироненко, напомнив, что НОС обращал на это внимание и раньше. «Но если раньше это была частная инициатива НОС, то теперь мы можем опираться на закон», — заметил исполнительный директор НОС.
«Самое главное, что мы ждем от закона – борьба с фальсификатом, причем бескомпромиссная. Нужно защищать подлинных производителей органической продукции, с высокой себестоимостью продукции – именно поэтому ведь она и стоит дороже обычной продукции, — подчеркивает председатель совета директоров группы компаний «Аривера» Илья Калеткин. – На рынке уже существуют, не побоюсь этого слова, паразиты, которые используют слова «органический», «био», «эко», называя так продукцию, которая фактически не является носителем этих качеств. Мы ждем борьбу с такими производителями, потому что их деятельность подрывает доверие потребителей, которые покупают такие пустышки. Второе – это девальвирует всю работу, которую ведут производители органической продукции уже более 10 лет, лжепроизводители фактически воруют у них деньги! Важно, чтобы настрой на принципиальную борьбу с фальсификатом был прописан в законе. В Европе штрафные санкции запретительные: то есть если ты попался на фальсификате, то штрафы разорят твою компанию. Нам нужно ввести такой же подход».
«К сожалению, данный закон декларирует только слово «органический» и производные от этого слова, но не защищает слова «био» и «эко», хотя это принято, в частности, в странах Европейского союза. В данной ситуации российские потребители могут быть сконфужены обилием таких терминов», — подмечает Илья Калеткин. Защищенность только одного термина – недостаточный подход, считает Илья Калеткин, нужно двигаться к расширению защищенных терминов в сфере органики, по крайней мере, расширить ряд защищенных законом терминов на слова «био» и «эко».
Второй важный момент, который отмечает Илья Калеткин, — это важность поддержки уже действующих производителей органики: «Ранее производители органической продукции в России, в условиях отсутствия нашего законодательства в этой сфере, получали сертификаты международного образца, работали по стандартам Европейского союза, они должны иметь определенные преференции с точки зрения признания их продукции органической в соответствии с уже нашим российским законом.
Новость о продвижении закона об органическом земледелии – позитивный сигнал и для ритейла. «То, что закон об органике прошёл второе чтение — очень позитивный сигнал для рынка, — говорит Владимир Садовин, президент компании «Азбука вкуса». — Мы ощущаем со стороны потребителей серьёзный запрос на верификацию продукции, которая позиционируется как органическая. Принятие закона открывает возможности для системной работы по регулированию рынка органики и вытеснению с рынка недобросовестных производителей».
«Я как руководитель органа по сертификации признателен законодателям, что между первым и вторым чтением закона об органике появился пункт, в соответствии с которым компании-сертификаторы должны быть аккредитованы, причем не только по стандарту 17065, но и должны иметь специализацию в органическом сельском хозяйстве, — замечает, со своей стороны, Андрей Лысенков, генеральный директор ООО «Органик-Эксперт». — Не каждая сертификационная компания имеет компетенции в этой сфере, поэтому не может сертифицировать органических производителей. Кроме того, в законопроекте появился пункт о реестре. Органы по сертификации, аккредитованные в Росаккредитации, будут вносить свою информацию об органических производителях в реестр».
В ближайшее время нас — и производителей, и государство – ждет большая работа, ведь закон запускает ряд механизмов.
«Весь 2019 год будет посвящен доработке законодательных механизмов – это большая работа с Минсельхозом, органическими производителями и потребителями. 2019 год будет интенсивным временем реализации того, что говорится в законе», — замечает Олег Мироненко. Ряд статей закона вступит в силу в 2020 году. «Этот переход нужен, чтобы у Министерства сельского хозяйства было время и возможность, в частности, подготовить финансирование на создание реестра производителей, предусмотреть государственную поддержку органических производителей, — говорит Сергей Сорокоумов. – Стоят важные задачи и перед органическим сообществом. Действующие национальные стандарты не курируют производство дикоросов, надо будет подготовить предложение в области дикоросов. Затем, безусловно, это проведение информационно-разъяснительной работы, поскольку есть путаница, что такое органическая, био, экологическая продукция. Причем просвещать надо будет не только потребителей, но и сельхозпроизводителей, чтобы мотивировать их на производство именно органической продукции. Ведь она сохраняет экологическое равновесие в природе, помогает беречь почву и, конечно, благоприятно влияет на здоровье человека. Естественно, у сельхозпроизводителей есть страхи: как же вести производство без химии, выращивать растения без пестицидов, химикатов, поэтому и нужна работа профессионального сообщества. А у министерства задача — создать учебно-демонстрационную площадку, чтобы любой желающий мог приехать и посмотреть, как это происходит».
Сейчас в мире в 178 странах развивается органическое сельское хозяйство, из них 89 стран имеют собственные законы об органике. Теперь к этим странам присоединится и Россия.
Ежегодный прирост органического производства составляет 12-15%. Россия пока занимает 0,2% от мирового рынка органических продуктов. Но, по мнению Олега Мироненко, уже в ближайшие годы Россия способна занять до 10% мирового рынка органики: принятие закона об органике создаст правовые условия для развития органического сельского хозяйства в России.
Справка:
В РФ разработаны и утверждены национальные стандарты Российской Федерации:
— ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»,
— ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»,
— с 1 января 2018 г. введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016«Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL32-1999», принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС).