Продукцию, состоящую исключительно из молока, Минсельхоз предлагает поставить на отдельную полку в магазинах. Таким образом товары будут выделяться на фоне тех, в которых есть и другие компоненты — например, пальмовое масло. Новое зонирование поможет покупателям сделать выбор быстрее — им не придется тратить время на изучение состава продукта, уверены в министерстве.
Как рассказали «Известиям» в пресс-службе Министерства сельского хозяйства, правительство поручило Минпромторгу и Минсельхозу подготовить предложения об изменении действующего законодательства, которые коснутся размещения в торговых сетях молочной и молокосодержащей продукции. В последних до половины животных жиров может быть заменено на растительные — например, на пальмовое масло. Это следует из техрегламента «О безопасности молока и молочной продукции».
В Минсельхозе уверены, что молочные продукты должны быть отделены в магазине от тех товаров, в которых молочный жир был заменен на растительный в любой пропорции: от нуля до 100%. То есть, по мнению министерства, эти товары следует размещать на разных полках. Как пояснили в ведомстве, такие изменения помогут покупателю легко и быстро ориентироваться в магазине. Граждане смогут сделать свой выбор, не тратя дополнительного времени на чтение надписей на упаковках. Свои предложения Минсельхоз уже направил в Минпромторг.
В пресс-службе Минпромторга «Известиям» сообщили, что «вопрос, как отрегулировать выкладку молочной и молокосодержащей продукции на полках так, чтобы потребителям было легче ориентироваться и отличать одно от другого, сейчас обсуждается». Пока никаких окончательных решений по конкретным формулировкам нет, добавили в ведомстве.
Источник «Известий» в правительстве отметил, что совещание по вопросу о размещении молочной и молокосодержащей продукции на разных полках в магазинах намечено на эту неделю. В частности, ведомства представят макеты новых полок, на которых предлагается выкладывать эти товары. По его итогам будет принято окончательное решение по предложениям.
«Усилия министерства направлены на то, чтобы потребитель четко понимал, какие продукты он приобретает, мы это поддерживаем», — отметил исполнительный директор «Союзмолока» Артем Белов. Он напомнил, что с 15 июля вступили в силу поправки в техрегламент «О безопасности молока и молочной продукции», согласно которым молокосодержащая продукция имеет контрастные надписи на упаковке, что поможет гражданам лучше понимать, что именно они покупают.
Таким образом, подчеркнул Артем Белов, «молочная полка» уже разделена в магазинах, во-первых, по ценовому диапазону, во-вторых, по наличию в продукции кроме молока других компонентов. Торговые сети заинтересованы в том, чтобы покупатель достаточно ясно понимал, какой товар он приобретает, уверен эксперт.
Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов заявил, что обсуждаемая мера — излишняя. По его мнению, нет никакой необходимости регламентировать на законодательном уровне порядок действий ритейлеров, «бизнесу виднее, где и как поставить товар».
— Конечно, потребитель должен четко понимать, что он покупает: молоко или молокосодержащий продукт, но это не означает, что для этого требуется поставить товар на разные полки, — отметил эксперт. — Также неясно, как быть магазинам с небольшой площадью, у которых всего десяток полок, на которых надо расставить кроме молочной продукции еще и крупы, алкоголь и другие товары.
По мнению Андрея Карпова, покупатели сегодня не путаются в продукции, в этом им помогает информация на упаковке. Цены на сливочное масло и маргарин значительно отличаются друг от друга, добавил он. Андрей Карпов подчеркнул, что настоящая проблема спрятана глубже: некоторые производители не указывают в составе продуктов наличие заменителей молочного жира, и в таких случаях речь идет о фальсификате.
Отношение к растительному жиру в составе молочных продуктов в России неоднозначное, они ассоциируются с фальсификатом, рассказал «Известиям» член комитета Госдумы по аграрным вопросам Аркадий Пономарев. «Нет доверия и к пальмовым компонентам в составе заменителей молочного жира, польза и вред пальмового масла по сей день служат предметом горячих споров», — добавил он. Поэтому отраслевое сообщество ищет способы воспрепятствовать недобросовестным практикам, в том числе с помощью введения новой маркировки на упаковке, подчеркнул парламентарий. По его мнению, участники рынка хорошо понимают, что молочные и молокосодержащие продукты — это разные по сути товары и между ними должна быть дистанция.