Академик и вице-президент РАН Ирина Донник рассказала об уровне развития белорусского сельского хозяйства и сотрудничестве между аграриями двух стран.
— Президент РАН академик Сергеев, выступая на 2-м съезде белорусских учёных, сказал, что в плане аграрной науки нам не мешало бы взять пример у союзной сестры – синеокой Беларуси.
— Он абсолютно прав. Беларуси удалось не просто сохранить, но и приумножить прошлые достижения в этой области. У них все работает, у них порядок. Я уже почти 30 лет занимаюсь проблемой лейкоза крупного рогатого скота. От этого заболевания крови животные страдают тотально по всей стране.
— Лейкоз – это белокровие, онкология?
— В данном случае эта болезнь инфекционная, у неё выявлен возбудитель. В 1991 году мы все занимались этой проблемой. Ученые Беларуси, Украины, Молдавии, России собирались, обсуждали характер распространения, особенности борьбы с заболеванием. Заражённых животных было у всех примерно одинаково: 50-80% поголовья. Мы строили много планов, отрабатывали программы. На сегодняшний день с этой инфекцией в России справились только в Свердловской и частично – в Ленинградской области. Украинцы вообще забросили эту оздоровительную программу, хотя они начинали первые, так же, как и молдаване. Приезжаю в Беларусь на конференцию, а мне говорят: у нас среди животных лейкоза нет. Действительно, болезнью поражено менее 0,03% коров. То есть белорусы — единственные из постсоветских республик сумели ликвидировать эту проблему.
— И что сыграло главную роль?
— Они сохранили всю свою науку, сберегли сельский уклад. Существенно помог личный контроль Президента. Надо сказать, что вообще мы с белорусами сотрудничаем достаточно плотно. Заключается много договоров между российскими институтами и белорусскими, РАН активно взаимодействует с НАНБ. И объемы сотрудничества постоянно растут. Поэтому я очень позитивно отношусь к тому, что делают наши западные соседи-союзники. Особенно – к белорусской сельскохозяйственной технике. Особенно – к трактору «Беларус».
— Считаете, российские тракторы хуже?
— Не хуже, в России таких своих «средних» тракторов нет, мы их потеряли. У нас было много тракторных заводов, а остались только те, что производят крупную технику: Кировский и «Ростсельмаш». А раньше средние тракторы выпускались ещё в Челябинске и Липецке.
— А что скажете про тракторы китайские?
— Китайцы хватают технологии прямо на лету. Они к нам приезжают, предприятия посещают, институты, симпозиумы, конференции, совещания и все записывают. У них «уши, как локаторы», любую фразу фиксируют. Ко мне как-то одна девушка китайская приехала, руководитель Технопарка в одной из провинций. Говорит: «Ирина Михайловна, мы все ваши работы проштудировали, дайте нам любую вашу разработку, мы ее тут же внедрим. Вам деньги заплатим, оборудование поставим для совместной работы». Вот у них какой правильный подход: хлебом не корми, только дай чего-нибудь новое внедрить.
— На хлеб тогда они и сами заработают.
— И государство их финансирует, выделяет очень большие деньги, а в этом – главный залог успеха. Второе важное слагаемое, – желание быстрее получить отдачу, — у Китая так же присутствует в полной мере.
— А вот нам этих компонентов явно не хватает.
— Нашему сельскому хозяйству однозначно нужна серьёзная поддержка государства на уровне Минсельхоза и Минэкономразвития. У нас было 54 вида поддержки сельхозпроизводителей, сейчас все их свели в одну комплексную программу. Идет погектарная поддержка, но принять участие в конкурсе очень сложно. Особенно для мелких хозяйств, для которых льготная налоговая политика крайне важна.