Крупнейшие российские производители продуктов питания и напитков в 2017 году сократили выручку почти на 60 млрд рублей, до 990,5 млрд. Из экономии россияне предпочитают дешевые продукты — это отразилось на доходах производителей.
По подсчетам аналитической компании INFOLine, совокупная выручка 10 крупнейших российских производителей продуктов питания и напитков в 2017 году составила 990,5 млрд рублей — против 1049,89 млрд рублей в 2016-м. Сокращение составило 59,39 млрд рублей. Например, обороты Mondelez International (торговые марки Cadbury, Milka, Toblerone, Alpen Gold и другие) обвалились на 24%, до 43 млрд рублей, «Балтика» потеряла 18% (выручка составила 75 млрд рублей), Mars (Mars, Snickers, Milky Way, Twix, Bounty) — 16% (103 млрд рублей).
Лидер рейтинга INFOLine — Pepsico (напитки, соки, молочная продукция, снеки, детское питание под брендами 7up, Pepsi, «Агуша», «Веселый Молочник», «Домик в деревне», «Любимый», «Фруктовый сад», «Чудо», Tropicana и др.). Он заработал за 2017 год 188 млрд рублей, увеличив выручку на 6%.
Основу рейтинга INFOLine составляют производители кондитерских изделий, а этот рынок в России стагнирует, говорят эксперты. «Потенциал внутреннего рынка практически исчерпан», — поясняет Игорь Качалов, руководитель маркетингового агентства «Ясные решения». Потребление сластей в последние годы прочно закрепилось на уровне 24-25 кг в год на каждого россиянина и не растет.
Повседневные расходы граждан РФ сокращаются, отмечают в исследовательском центре Romir. В июне индекс потребительской активности россиян снизился по сравнению с маем на 4,2%. Таким образом, с учетом официальной инфляции в 0,5% траты семей за месяц уменьшились на 3,7%. В мае повседневные расходы снизились на 0,4%, в апреле — на 5%.
Несмотря на общее сокращение расходов, на продукты граждане в июне потратили на 2,4% больше, чем в мае, говорят эксперты. Но россияне стали экономить на дорогих сластях, предпочитая более доступные варианты: вместо шоколадных конфет — карамель, вместо печенья и вафель со сложными рецептурами — мармелад и леденцы на палочке. В итоге по подсчетам Romir, за период с мая 2017 года по май 2018-го покупка мармелада разных марок выросла более чем на 18%, а леденцов на палочке — на 10,5%.
Снижение покупательской активности населения привело и к замедлению роста потребительских цен: по данным Росстата, в первом полугодии 2018 года цены на продовольствие в России выросли лишь на 0,5% по сравнению с тем же периодом 2017-го. Рост обеспечили подорожавшие молоко, рыба, хлеб и алкоголь. Остальные продукты подешевели (см. таблицу). А цены производителей продуктов питания за тот же период снизились на 1,9%, подсчитал Росстат.
Чтобы не потерять прибыль, российским пищевикам нужно наращивать экспорт, считает Игорь Качалов. Главные потенциально интересные для них рынки сбыта — Казахстан, Белоруссия, Китай. Перспективны Армения, Молдавия, Индия, Киргизия. Например, кондитеры в 2017 году уже нарастили продажи за рубеж на 22%, до 180 тысяч тонн в год.