Согласно данным Мособлстата, рост цен на хлеб в регионе в последнее время замедляется: если в августе прошлого года он составлял 2,8%, то в августе нынешнего – 0,6%. Эксперты отмечают: власти пристально следят за ритейлерами, а местные производители расширяют ассортимент, чтобы порадовать покупателей свежей выпечкой. Мы решили выяснить, о каких новинках идет речь и что учитывается при формировании ценника.
Некритичное зерно
Хлеб, как известно, всему голова, а по данным оператора фискальных данных «Такском», это самый покупаемый продукт в Московской области. В Министерстве потребительского рынка и услуг региона подчеркивают: предпосылок к его подорожанию нет. Подобного мнения придерживаются и другие эксперты.
– В прошлом году урожай зерна в России составил 135 млн т, в этом ожидается примерно 100 млн, – рассказывает доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук РЭУ им. Плеханова Елена Майорова. – Но ничего критичного: все равно это больше, чем смогут потребить жители страны.
Владимир Посаженников, министр потребительского рынка и услуг Московской области:
– По нашим прогнозам, никаких предпосылок к подорожанию на рынке хлеба и зерна нет. Предполагаемый урожай 2018 года позволит не повышать цены.
Все под контролем
По словам Елены Майоровой, зерно – только один из факторов и далеко не самый главный. Розничная цена на хлеб включает расходы и на другие ингредиенты, например, яйца и дрожжи.
– Мука – это 20% от стоимости хлеба, – поясняет руководитель Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Анатолий Тихонов. – Все остальное – торговая накрутка, логистика и другие ингредиенты, цены на которые, к счастью, не растут. Хлеб считается социально значимым продуктом, вопрос находится на контроле у властей.
Чтобы наценка была адекватной, в регионе с 2015 года ведется работа с ритейлерами.
– У каждого предприятия своя политика ценообразования, – говорил ранее министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников. – Большой процент издержек приходится на логистику. При этом компании могут пересматривать условия сотрудничества с крупными сетями. Мы прорабатываем эти вопросы в ручном режиме.
Хлебный прайс в Подмосковье довольно стабилен. Батон в среднем стоит 22–25 руб., булка – 35–42 руб.
– Средняя потребительская цена на изделия из пшеничной муки высшего сорта в Московской области в январе – августе росла каждый месяц не более чем на 0,3%, а в феврале и мае она и вовсе снижалась, – подчеркивает Елена Майорова.
Знак качества
По словам главы Минсельхозпрода Андрея Разина, за полгода в регионе испекли около 200 тыс. т хлебобулочных изделий, тогда как за весь прошлый год – почти 385 тыс. т. На полках подмосковных магазинов представлена преимущественно местная продукция.
– В области представлен хлеб самых разных торговых марок, – отмечает генеральный директор управляющей компании агрохолдинга «Белый Фрегат» Тимур Гасиев. – В целом качество высокое, так как продукт проходит необходимые проверки и соответствует требованиям пищевой безопасности.
Конкуренция достаточно серьезная: в регионе работает 32 крупных хлебокомбината, также на рынке постоянно появляются новые небольшие компании. Поэтому производители стремятся предложить потребителям самое лучшее.
Фруктовый или органический?
Хлебопеки сегодня не только увеличивают объемы продукции, но и расширяют ассортимент.
– Запросы современного потребителя постепенно сместились от сытности к пользе, натуральности и экологичности, – считает Тимур Гасиев. – Например, женщины делают акцент на внешнем виде товара, а также ищут продукт, который будет полезным и низкокалорийным.
На полках магазинов можно найти самые разные виды хлеба: цельнозерновой, фруктовый, бездрожжевой, со злаками, отрубями, семечками и т.д.
Кстати, на празднике хлеба, который прошел в Красногорске в конце сентября, производители представили более 50 видов продукции. Среди необычных сортов – хлеб из кукурузной и биомуки.
– Подмосковные хлебопеки и кондитеры продемонстрировали свои достижения, представив широкий ассортимент, – сообщил Андрей Разин. – Также они смогли пообщаться со своими потребителями, изучить спрос и современные тренды.
По мнению министра, в регионе необходимо возрождать традиции ремесленного хлебопечения и развивать соответствующую инфраструктуру. Среди крупных проектов – крафтовая пекарня с мельницей и образовательным центром, которая должна заработать в августе следующего года в городском округе Истра. Под эти цели Минсельхозпрод выделяет предпринимателю Олегу Барсукову землю без торгов. На участке в 10 га пекарь планирует также заняться выращиванием экологически чистых сортов пшеницы и овса.
Андрей Разин, министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области:
– Сейчас производство хлеба и хлебобулочной продукции в Подмосковье осуществляют более 100 малых предприятий. Для нас важно сохранить и увеличить количество компаний, выпускающих качественную и экологически чистую сельхозпродукцию.