Эксперты полагают, что специально созданный «коробочный» продукт поддержки сельхозкооперативов должен мотивировать отечественных фермеров объединяться в единый союз для более быстрого развития и финансовой выгоды при работе с банками.
Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) в апреле этого года презентовала в Рязани «коробочный» продукт поддержки сельхозкооперативов, содержащий в себе различные финансовые льготы для малых фермеров при условии их объединения в единый кооператив. Такой продукт был запущен в качестве мер поддержки после заявления президента России Владимира Путина в марте о необходимости развития агропромышленного комплекса, учитывая интересы малых хозяйств. Корреспондент ТАСС поговорил с общественными деятелями, предпринимателями и профильными институтами об их отношении к созданию подобных продуктов со специализированной господдержкой.
В своем заявлении президент РФ Владимир Путин, обращаясь с посланием к Федеральному Собранию, отметил необходимость поддержки семейных предприятий и фермеров путем создания сельхозкоопераций. Таким образом, это бы не только повлияло на рост малого и среднего бизнеса в стране, но и создало условия для роста доходов жителей сельских территорий.
Как сообщили в Корпорации МСП, сегодня «коробочный» продукт включает в себя льготные кредиты, субсидии и иные формы поддержки не только от самой Корпорации, но и от МСП Банка (дочерняя структура Корпорации), Министерства сельского хозяйства РФ, а также от Россельхозбанка и Росагролизинга.
«В 2018 году сельскохозяйственными кооперативами (в рамках «коробочного» продукта Корпорации) была получена финансовая поддержка в размере 12,5 млрд рублей», — сказали в Корпорации.
Также, по словам сотрудников Корпорации, ведется активная работа по информированию о существующих мерах поддержки среди российских фермеров и сельскохозяйственных кооперативов. Так, с начала этого года было проведено более 30 семинаров в 25 российских регионах с участием более 1500 малых и средних предпринимателей из сферы сельского хозяйства. Помимо этого, была проведена работа с крупными компаниями с госучастием по созданию закупок у сельскохозяйственных кооперативов. Результатом стали контракты с сельскохозяйственными кооперативами более чем на полмиллиарда рублей.
«В 2018 году 29 крупнейших заказчиков заключили 114 договоров с 73 субъектами МСП — сельскохозяйственными кооперативами в 24 субъектах РФ на общую сумму 692,37 млн рублей», — отметили в Корпорации.
Глава Корпорации МСП Александр Браверман заявил, что в дальнейших планах удвоить результаты в рамках развития сельхозкооперативов.
«Продукт запустил создание 415 сельхозкооперативов. Они образовались в результате действия нашей программы — это действительно круто. Можно, конечно, дискутировать, много это или мало. Сегодня в России порядка 5600 сельхозкооперативов, а мы за восемь месяцев сделали чуть больше 10% от общего числа кооперативов в РФ. Думаю, что это говорит о приличном результате. Я думаю, что мы удвоимся», — подчеркнул Браверман.
Первый вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владислав Корочкин позитивно оценивает дальнейшие планы Корпорации по увеличению числа сельхозкооперативов. По его мнению, создание подобного продукта «сегодня показывает фермерам всю выгоду от совместного союза».
«Фермерам выгодно собираться в сельхозкооперативы. Пока существуют гранты субсидий, безусловно, выгодно создать кооператив для того, чтобы получить какие-то дополнительные деньги на закупку семян или других вещей. Точка приложения и адекватность выделяемых на поддержку сумм — это тоже тот этап, который осознан осмысленно. Я думаю, что это даст свой положительный результат», — сказал Корочкин.
При этом он добавил, что самим банкам и кредитным организациям невыгодно работать с каждым фермером по отдельности: это несет много накладных расходов для банкиров на каждый выданный кредит. Кроме того, банк более тщательно оценивает свои риски при выдаче кредита таким предпринимателям.
«Поэтому, когда есть структура (сельхозкооператив), которой все доверяют и которая существует для того, чтобы оказывать услуги всем членам, безусловно, это существенно увеличивает доступ к возможности льготного или обычного финансирования. Сомнений в том, что кооперативы, тем более бытовые и перерабатывающие, выгодны, у меня нет», — заключает Корочкин.
Представители Сбербанка подтверждают слова Корочкина о существующей сложности в работе с фермерами. Несмотря на то, что с начала года банк выдал сельхозпроизводителям из малого бизнеса порядка 33 млрд рублей, в июне 2018 года банкиры приняли решение присоединиться к «коробочному» продукту МСП. По информации банка, наиболее «характерные слабые места» среди фермеров в рамках работы с кредитными организациями — это предоставление некорректной финансовой информации.
«Основная проблема — это отсутствие корректной бухгалтерской и финансовой информации, необходимой банку для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита. Пути решения — агрегирование на государственном уровне информации по основным показателям деятельности всех сельхозпредприятий. Это позволит повлиять на скорость принятия решений о кредитовании со стороны банка», — отмечают представители Сбербанка.
Предприниматель из Татарстана Азат Шайдуллин, занимающийся выращиванием грибов, доволен продуктом Корпорации, но соглашается со Сбербанком в вопросе необходимости ускорения сроков в принятии решений по выдаче кредитов.
«Мы получили от Корпорации МСП поддержку в форме гарантии, это порядка 50% (гарантия со стороны Корпорации). Мы всем довольны, но будем рады, если сроки смогут сократиться», — отметил Шайдуллин.
Он также добавил, что создание данного «коробочного» решения позволит не только в целом снизить процентные ставки по кредитам для малых фермеров, но и серьезно повысить конкуренцию среди самих предпринимателей, а также создать новые условия для их развития.
Соснователь фермерского кооператива «ЛавкаЛавка» Борис Акимов солидарен с мнением Шайдуллина, считая, что продукт Корпорации должен стать «той самой удочкой», которая позволит фермерам качественно вырасти.
«Такие продукты, как у Корпорации, безусловно, нужны. Задача государства — делать так, чтобы фермерский малый бизнес развивался. Социальная напряженность (у малых фермеров в стране) должна быть меньше. Это (продукт Корпорации) будет способствовать развитию фермерского бизнеса в провинции — такая своеобразная удочка, чтобы ловить рыбу. Считаю это решение (властей по созданию «коробочного» решения) полностью правильным», — поделился своим мнением Акимов.