Свой первый бизнес Даниил Никитин и Ольга Добычина запустили в 2008 году, посетив Финляндию, где в путешествии купили кофейник, который стал первым шагом на пути к бизнесу.
«Так, получилось, что 2008 год оказался для нас не очень плодотворным в плане работы. Я работала с крупными рекламными бюджетами, которые оказались недофинансированными, а муж уже начал скучать в автомобильной промышленности. В какой-то момент мы решили поехать в путешествие в Финляндию, а там просто влюбились в одну скандинавскую модель кофейника. И поняли, что он обязательно должен появиться в Москве», — вспоминает семья предпринимателей.
Так, Ольга и Даниил поехали в Данию договариваться с конечными производителями кофейника об эксклюзивной дистрибуции в Москву.
«Мы заняли у знакомых солидную сумму денег. Опыта таких переговоров у нас не было. Но была такая мотивация, когда дальше просто не жить, не встать и полной грудью не дышать. Мы не могли выйти с этого производства без контракта», — делится воспоминаниями Ольга.
Контракт предприниматели получили, вскоре занявшись реализацией кофейников не только в небольших магазинах, но и в торговых точках крупных сетевых ритейлеров, а также в столичных ресторанах. В дальнейшим этот бизнес-опыт помог в запуске основного дела предпринимателей – булочной «Батон».
С кофейников на батоны
Предприниматели заметили, что на московских рынках нет уютного места, чтобы выпить кофе до, после или во время покупок. Ближайший к дому Даниловский рынок таким местом в 2014 году тоже не обладал. Сама реконструкция рынка началась уже позже – в 2016 году.
«Запуск основного бизнеса начался с кофемашины. В 2014 году мы предложили руководству Даниловского рынка основать небольшое приятное место с хорошим кофе, десертами и закусками», — рассказывает Даниил.
Руководитель рынка сначала согласился, но потом позвонил и сказал, что данную концепцию готова реализовать более крупная компания, но уже с разнообразной хлебной продукцией, включая выпечку.
«Я попросила директора рынка дать мне полчаса. Не знаю, что в тот момент творилось в моей голове, не знаю, как на это в итоге согласился муж. Но ровно через 30 минут я позвонила и сказала, что мы готовы взять на себя и хлебный ассортимент», — вспоминает Ольга.
Даниил добавляет, что буквально за один вечер нашелся партнер из давних знакомых, который имел свою пекарню и согласился поставлять супругам хлеб. Свой первый бизнес предприниматели благополучно продали партнерам, вложив деньги в новое дело.
«У нас была принципиальная позиция при открытии булочной на Даниловском рынке – это свежий хлеб каждое утро. Партнер согласился с такими условиями. Когда открывались еще не знали, какой будет поток посетителей, выручка. Первоначальные вложения составили около полумиллиона рублей»,- отмечает предприниматель.
Peace.Love.Bread.
Булочная вышла на самоокупаемость с первого дня. А сам день открытия 1 июня 2014 года предприниматели празднуют до сих пор, сделав это доброй традицией в компании.
«Наша концепция выстрелила прямо в первый день – был большой поток покупателей. Мы были одними из первых, кто запустил такой формат на Даниловском рынке. Мы с мужем сами стояли за прилавком. С самого первого дня мне было приятно общаться с каждым посетителем – это был такой нереальный взаимообмен любви и доброты, что под конец дня, придя домой, я просто разрыдалась. Но это были слезы облегчения от напряжения последних дней», — делится воспоминаниями Ольга.
В первый день из 200 единиц хлебной продукции было продано порядка 30%, но предприниматели понимали, что для бизнеса необходима адаптация.
Хлебная семья
«Развивая бизнес, у нас изначально была идея – создать в пекарне уютную семейную обстановку. Поэтому я общался с покупателями на равных. Поначалу они удивлялись, но потом привыкли и с удовольствием втянулись. Дальше больше – сейчас их дети знают нас и любят наш хлеб. А недавно детей стали самостоятельно отправлять к нам за хлебом. Я считаю, что это победа. А когда видишь, как твой маленький клиент с наслаждением ест хлеб – это вообще лучшая мотивация к развитию», — с улыбкой говорит Даниил.
Впоследствии предприниматели открыли еще четыре булочные и запустили собственное производство возле метро «Павелецкая».
«Мы постоянно развиваемся и расширяем наш ассортимент. У нас есть классические батоны, итальянский хлеб чиабатта, французские багеты, круассаны, бородинский хлеб и многое другое», — отмечает Ольга.
Сегодня бизнес предпринимателей – это порядка 25 тонн различной хлебной продукции в месяц, а сам оборот бизнеса составляет порядка 100 млн рублей в год. Предприниматели признаются, что их ассортимент подходит для самых разных слоев населения. Так, хлебная экосистема «Батона» включает в себя «немаленькую категорию клиентов-бабушек».
«Так получилось, что моя 87-летняя бабушка стала амбассадором нашей хлебопекарни среди своих подруг. И к нам потянулись бабушки со всего района. Они знают, что у нас есть для них хлеб по 60 рублей. Поверьте, он стоит своих денег. Кроме того, вечером мы даем нашим «девушкам» серьезную скидку. Поэтому все довольны. Однажды одна из бабушек шепотом призналась мне, что покупает наш хлеб только для икры», — рассказывает Даниил.
Сами предприниматели спокойно привлекают в свой бизнес родственников. Но при этом, несмотря на семейные связи, поблажек никому не дают.
«Мы с родственниками договорились, что у них есть конкурентоспособная зарплата, но, прежде всего, на работе мы коллеги и выполняем рабочие задачи. Даже общаемся достаточно официально. Это мотивирует всех. С одной стороны, ты работаешь на семейный бизнес, а, с другой стороны, ты сотрудник с возможностями для роста, но знаешь, что послаблений не будет», — подчеркивает Ольга.
Кусочек счастья
Ольга вспоминает случай, когда поняла, что их хлеб – это не просто батон, который разрезается на несколько кусков, но и «маленький кусочек счастья», способный «сделать день» покупателя.
«Как-то мы с мужем приехали на ярмарку в Тулу, где познакомили людей с нашим хлебом. Сначала многие говорили нам, что 150 рублей – это дорого, брали по половинке буханки. Но потом возвращались и брали хлеб целиком, говоря, что такого вкусного хлеба не ели давно», — вспоминает Ольга.
«Рано с утра готовимся к открытию, а мимо проезжает на велосипеде деревенский дедушка. Я его хотела угостить кофе, но он спешил к своей хозяйке на завтрак. Поэтому я просто и без денег отрезала ему несколько ломтей разного хлеба к завтраку. Мне захотелось подарить ему немного счастья в тот день. К обеду дедушка вернулся и купил полбуханки хлеба, сказав, что «такого никогда не ел». Он был очень небогато одет, явно покупая хлеб не на первый день. Когда я увидела, как бережно и с любовью он взял сверток, то поняла, что наш бизнес – это возможность делать людей немного счастливее», — делится воспоминанием предпринимательница.
Экспансия «Батона»
По словам бизнесменов, они планируют и дальше «делать людей счастливыми», развивая бизнес и открывая новые булочные.
«Многие наши клиенты просят открыться и в других столичных районах, поэтому мы всегда в поиске новых помещений и интересных городских концепций. Так, если раньше искали помещения на вторичном рынке, то недавно узнали об Инвестиционном портале Москвы, где есть льготные условия для малого бизнеса с фиксированной стартовой ценой и гарантией аренды на длительный срок. Коммерческий рынок таких условий не дает. Круто, что власти пошли навстречу владельцам малых компаний», — отмечают предприниматели.
Конкуренция – основа успеха
По словам бизнесменов, они заметили качественной рост конкуренции среди представителей малого бизнеса в разных отраслях столичной экономики. Предпринимателей конкуренция на рынке московских пекарен не смущает, а мотивирует становиться лучше. Даниил и Ольга и сами в скором времени планируют найти на Инвестиционном портале Москвы помещение своей мечты для открытия еще одной булочной.
«Я вижу, что создается качественная конкурентная среда среди малых предпринимателей Москвы. Между прочим, реконструкция Даниловского рынка сподвигла местных арендаторов в разы улучшить свои концепции, привлекая клиентов. А вот тот же Инвестпортал Москвы мотивирует предпринимателей работать с городом напрямую, без посредников. По моему мнению, предприниматель, выигравший на аукционе право аренды помещения, честно конкурируя с другими участниками, в дальнейшем постарается максимально «прокачать» полученное место и создать хороший клиентский сервис. Это здоровая конкуренция, которая является залогом успеха любого бизнеса. Только таким образом идет рост, и я рад, что такая тенденция набирает обороты», — пояснил Даниил.
Мечта о бизнес-поколениях
А еще у Даниила и Ольги есть мечта, чтобы в Москве появлялись целые бизнес-поколения семей, занятых на семейных предприятиях.
«Мы видим серьезные улучшения в городе для малого и среднего бизнеса. И верим, что если и дальше будет так отстраиваться система экономики и законодательства в государстве, то это будет приводить к созданию небольших семейных предприятий, где будет работать поколение за поколением. Поверьте, не каждый хочет стать «Рокфеллером», но если каждый сможет спокойно прокормить свою семью, имея небольшой бизнес, а также приносить пользу своим клиентам и жить в согласии с государством, то это будет волшебно», — отмечают предприниматели.
А пока предприниматели прививают любовь к хлебу своему младшему поколению.
«Мы сами каждый день кушаем наш хлеб, но чаще всего на работе. Я больше всего люблю гречневый, а Даниил обожает бриошь, хотя это уже не совсем хлеб. Ну, а до ребенка наш хлеб не всегда доезжает, мы как сапожники без сапог иной раз. Но стараемся возить его на производство и в будущем надеемся, что наше бизнес-поколение продолжится», — отмечают супруги.