Поставщики продуктов питания обратились в комиссию по применению Кодекса добросовестных практик с жалобой на аудиты производственных предприятий, которые проводятся ритейлерами в разное время и по разным чек-листам. Об этом говорится в протоколе состоявшегося в октябре заседания комиссии.
Как отмечается в обращении, на предприятиях, работающих с большим количеством торговых сетей, аудиторы находятся практически постоянно, что не способствует эффективной организации производственного процесса. Кроме того, зачастую работу аудиторов оплачивают сами поставщики, расходы на проведение проверок оказываются весьма существенными и повышают себестоимость продукции.
Один производственный аудит обходится поставщику примерно в 100 тыс. руб. за один выезд от одного сетевого оператора, рассказал «Агроинвестору» исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Также до непосредственной проверки поставщик должен пройти ряд обязательных сертификаций, подтвердить выполнение экологических и органических стандартов и т. д. А если поставщик по контракту выпускает продукцию под собственной торговой маркой (СТМ) ритейлера, то необходимо проведение анализа качества в независимых лабораториях. Здесь расходы варьируются от 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб. за одну пробу. «Таким образом, в зависимости от того, со сколькими сетями сотрудничает производитель, а также какую дополнительную сертификацию он проходит, затраты могут составлять от сотен тысяч до нескольких десятков миллионов рублей. В совокупности аудиты предприятия и качества выпускаемой продукции по контрактному производству обходятся примерно в 10% от прибыли», — оценивает Востриков.
Аудиты поставщиков проводятся до заключения контракта, а затем — минимум один раз в три года в зависимости от категории товара, комментирует директор по качеству сети Auchan Тьерри Жоффруа. «Аудит проводится независимыми компаниями, при этом в случае, если производство сертифицировано по признаваемым GFSI (Global Food Safety Initiative — международная организация, устанавливающая стандарты по безопасности пищевой продукции) схемам, и у поставщика нет проблем с качеством товара, аудит не проводится», — отмечает он. Также, по его словам, расходы на проведение первичных и плановых аудитов несет торговая сеть.
О том, что финансирование аудитов осуществляет ритейлер, заявляет и «Дикси». «Аудит проводится добровольно и совершенно бесплатно для принимающей стороны на стадии выбора поставщиков и в ходе сотрудничества с ними. Плановый аудит проводится с периодичностью, указанной в договоре, внеплановый — в случае выявления представителями «Дикси», органами исполнительной власти и в других случаях поставки продукции, не соответствующей требованиям законодательства», — сообщила директор департамента качества группы «Дикси» Диана Митракова.
В 100% случаев инициаторами проведения аудитов являются торговые сети, признает директор по продажам группы «Продо» Иван Драган. Так, например, проверки могут являться необходимым условием при заключении новых контрактов с торговыми сетями по поставкам товаров СТМ. Однако преобладающая часть аудитов все же проводится при обнаружении отклонений по качеству поставляемого продукта. «Наличие у поставщика сертификата FSSC 22000 в большинстве случаев снимает необходимость в проведении дополнительных аудитов», — поясняет Драган. Проводимые в «Продо» проверки торговые сети оплачивают сами, говорит он. «В 2018 году все аудиты проводились не самими сетями, а силами специализированных компаний по согласованному чек-листу в соответствии с требованиями ISO 22000 и других стандартов в области качества», — уточнил Драган.
По итогам заседания комиссия по применению Кодекса добросовестных практик решила поддержать введение унифицированного подхода по порядку проведения торговыми сетями аудита, с обязательным согласованием периодичности, содержания, стоимости и порядка распределения расходов между сторонами договора. Кроме того, комиссия рекомендовала Союзу потребительского рынка и Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) включить в свою повестку вопрос об унификации или частичной унификации чек-листов — перечня вопросов, которые оценивают различные торговые сети. В АКОРТ на вопросы «Агроинвестора» не ответили.
«Руспродсоюз» поддерживает введение единого стандарта проверок. «Бесконечные проверки во многом одних и тех же бизнес-процессов предприятия, во-первых, мешают производственному процессу, во-вторых, возлагают на поставщика дополнительное бремя расходов», — сказал Востриков. По его словам, в случае недостижения единого подхода, как минимум можно было бы синхронизировать по времени проверки всеми сетевыми операторами. Также альтернативой могло бы быть расширение практики освобождения поставщика от аудита, если тот сертифицирован на соответствие одному или нескольким из мировых стандартов GFSI (IFS, BRS, FSSC и т. п.). По оценке «Руспродсоюза», работа по унификации чек-листов может занять от нескольких месяцев до полугода-года.
Однако результаты аудита одной торговой сети могут быть неинформативными для другой, опасается Митракова. «У одного и того же изготовителя на одной производственной площадке могут быть установлены разные линии для производства продукции разным сетям», — объясняет она.
Кроме того, введение единого чек-листа может нарушить антимонопольное законодательство. Так, АКОРТ уже обращалась по этому вопросу в Федеральную антимонопольную службу, рассказывает Жоффруа. Был получен ответ, что использование единых чек-листов может не соответствовать закону, так как в результате согласованных действий по вводу единых требований к аудитам торговыми сетями может быть ограничена конкуренция. «Учитывая это, для недопущения нарушения законодательства «Ашан ритейл Россия» использует свой чек-лист», — говорит Жоффруа.
Аудит, как и любые иные условия по договорам поставщиков и сетей, должен быть зеркальным, в свою очередь уверен представитель одного из ведущих производителей мяса. Если сеть хочет проаудировать поставщика, то должна обеспечить и ему возможность аудита своих активов, полагает он. «И в любом случае аудит должен быть только за счет его инициатора», — сказал «Агроинвестору» источник. Ранее стало известно об обращении поставщиков к торговым сетям с просьбой раскрыть данные о продажах в отдельных торговых точках. Из-за отсутствия информации производители не могут эффективно контролировать мерчендайзеров и оперативно поставлять товар.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в январе-сентябре 2018 года вырос на 2,6% до 22,7 трлн руб. В структуре оборота розничной торговли 48% (10,8 трлн руб.) пришлось на пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия. За девять месяцев их объем продаж вырос на 1,8% к аналогичному периоду 2017-го. Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров (КДП) был подписан отраслевыми союзами и ассоциациями участников потребительского рынка в декабре 2012 года. С начала 2015-го крупнейшие торговые сети подписывают с поставщиками дополнительные соглашения, обеспечивающие внедрение норм КДП во взаимоотношениях. Как заявлял в октябре глава Минпромторга Денис Мантуров, за несколько лет институт КДП «оправдал свое существование и эффективность».