Национальный союз производителей плодов и овощей обратился в Минсельхоз с предложением внести изменения в господдержку тепличной отрасли, увеличив максимальный срок льготного кредитования проектов с восьми до 12 лет. Письмо, датированное 9 ноября, было направлено на имя статс-секретаря — заместителя министра сельского хозяйства Ивана Лебедева.
Союз объясняет свою просьбу тем, что с 2015 года основной мерой поддержки инвесторов в тепличное овощеводство было возмещение 20% понесенных капзатрат, благодаря чему сроки окупаемости комплексов составляли около восьми лет. Однако в этом году доля компенсации сократится до 10%, а со следующего эти субсидии вообще планируется отменить. При росте операционных затрат и существенном снижении оптовых цен на овощи защищенного грунта дальнейшая реализация проектов в тепличном овощеводстве становится экономически нецелесообразной и рискованной не только для инвесторов, но и для банков, предупреждает союз. При этом он напоминает, что, согласно госпрограмме развития сельского хозяйства, для замещения импорта в стране нужно построить еще 883 га теплиц. На этом фоне увеличение сроков льготного кредитования позволит хотя бы отчасти компенсировать сокращение поддержки и не допустить снижения темпов строительства новых комплексов, а также уменьшить риски банкротства существующих проектов, считает союз.
«Как показала практика, возмещение части капзатрат было очень действенной мерой поддержки: с 2015 по 2017 год многие инвесторы начали проекты, было построено 576 га теплиц, — прокомментировал «Агроинвестору» исполнительный директор Плодоовощного союза Александр Горкин. — Объем инвестиций составил более 121 млрд руб. В итоге производство тепличных овощей в этом году достигнет 1,1 млн т, в прошлом было около 975 тыс. т. В 2015-м производство было на уровне 600 тыс. т, то есть за это время оно выросло почти в два раза. Также примерно вдвое снизился импорт». Благодаря этому произошло снижение цен на овощи: по сравнению с прошлым годом цены на томаты снизились на 20-25%, на огурец — более чем на 35%, добавляет он.
Изначально было заявлено, что поддержка отрасли в виде возмещения части CAPEX будет действовать до 2020 года, напоминает Горкин. Однако, согласно постановлению правительства от 24 ноября 2018 года, доля компенсации для тепличных проектов снижается до 10%. По словам Горкина, тепличные комплексы, которые должны быть запущены в 2019-м, уже не получат субсидий, хотя рассчитывали на них. «Это может негативно повлиять на развитие бизнеса компаний. По нашей информации, владельцы уже двух тепличных комплексов собираются их продавать, потому что не смогут выйти на положительные финансовые показатели. Один из этих комплексов уже запущен, второй достраивается, но инвестор не хочет его запускать», — рассказывает Горкин, не уточняя названия проектов.
Гендиректор компании «Овощевод» (ТМ «Ботаника») Юрий Сударев говорит, что прекращение со следующего года господдержки производителей тепличных овощей в части возврата 20% затрат — не самая лучшая новость для предприятия. Компания рассчитывала на эту субсидии, начиная реализацию проектов. Тем не менее, комплексы, которые находятся в стадии возведения, будут достроены. Что касается планов дальнейшего развития, то они потребуют дополнительной финансовой оценки и, вероятно, будут пересмотрены, сказал Сударев «Агроинвестору». Представитель компании «Агро-Инвест» подтверждает, что снижение доли возмещения капзатрат негативно скажется на производстве, поскольку изначально создание тепличного комплекса рассчитывалось с условием предоставления субсидий от государства.
«Когда на половине дороги меняют установленные правила, это не может не вызывать негативную реакцию, — комментирует гендиректор тепличного комплекса «Гринхаус» (Белгородская область) Гурий Шилов. — Тепличная отрасль капиталоемкая, например, в наш проект на 25 га инвестор вложил более 4 млрд руб. Конечно, когда принимаются решения по таким инвестициям, учитываются все вводные: ситуация на рынке, доля импорта, господдержка и т. д.». Когда инвесторы активно пошли в тепличное овощеводство, действовали ограничения по ввозу турецких томатов, и была серьезная господдержка, а сейчас и ограничения почти сняты, и субсидирование сокращается, добавляет топ-менеджер. «Гринхаус» запустил комплекс весной этого года и рассчитывает получить возмещение хотя бы 10% понесенных капзатрат. Однако дальнейшее расширение проекта, которое планировалось, пока под вопросом, продолжает Шилов. Субсидии — не единственный фактор, который будет влиять на принятие решения, но немаловажно то, что с компенсаций 20% затрат проект, по расчетам, должен был окупиться примерно за восемь лет, а без этой поддержки период окупаемости превысит 12 лет, оценивает он.
Горкин не исключает, что новые инвесторы все-таки будут приходить в тепличную отрасль и на новых условиях, поскольку рынок еще не полностью насыщен, особенно в отдаленных регионах Сибири и Дальнего Востока, к тому же есть свободные ниши для расширения ассортимента тепличной продукции. Однако для тех инвесторов, которые уже реализуют проекты, было бы правильнее сохранить ту поддержку, которая была обещана изначально, подчеркивает он. «Важно, чтобы правила не менялись по ходу игры, потому что это сразу дестабилизирует отрасль, — отмечает Горкин. — Проекты просто рушатся, если не получают то, на что рассчитывали».
Также Плодоовощной союз направил в Минсельхоз просьбу сохранить возмещение 20% капзатрат по тепличным проектам в следующем году, но ответа пока не было, уточнил Горкин. Еще одно предложение отраслевого объединения — по снижению расходов на энергоресурсы — агроведомство поддержало и направило свое письмо в Минэнерго, которое пока не ответило. «На энергозатраты в среднем по году приходится 50% в себестоимости тепличных овощей, а зимой еще больше, — привел данные Горкин. — Учитывая, что продукция дешевеет, нам тяжело конкурировать с импортом, с южными странами, поскольку их себестоимость значительно ниже».
Зимой затраты на газ и электроэнергию могут превышать 60% в себестоимости продукции, подтверждает Шилов, и в этот период отечественным производителям очень сложно конкурировать с импортом. «С ранней осени и до поздней весны нашим теплицам нужна досветка и отопление, а, например, в Марокко или Турции круглый год в основном используются легкие теплицы, без серьезных капитальных вложений, где себестоимость значительно ниже», — рассказывает он. Даже с учетом транспортных издержек и девальвации рубля конкурировать по цене с зарубежной продукцией в итоге непросто. При этом на рынок серьезно влияет покупательская способность населения: в зимний период потребление падает, поскольку люди не могу себе позволить дорогие томаты.
По мнению Шилова, в этой ситуации отрасли нужна дополнительная поддержка, например, погектарные выплаты или субсидирование расходов на электроэнергию. Кроме того, помогли бы меры нефинансового характера: ужесточение контроля качества импортной продукции, а также точечное открытие предприятий для поставок овощей в Россию после инспектирования. «У нас в стране высокотехнологичные современные теплицы, в которые вложены большие деньги, действуют высокие стандарты качества. А за рубежом овощи части производятся в антисанитарных условиях», — заключает он.