Совет Федерации должен рассмотреть инициативу администрации Кубани о внесении изменений в федеральное законодательство, касающихся наименования места происхождения товара (НМПТ). Сегодня названия типа «Краснодарский чай», «Кубанское подсолнечное масло», «Тульский пряник» и т. д. разрешено указывать на товарах, чья уникальность подтверждена уполномоченным органом и которые производятся в соответствующем месте. Власти края считают, что они также должны быть сделаны из местного сырья.
Эксперты и Роспатент полагают, что инициатива подходит не для всех товаров, но конкретные критерии должны определять сами регионы.
Председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко поручила сенаторам рассмотреть предложение администрации Краснодарского края о внесении изменений в ГК РФ. Кубань предлагает изменить условия присвоения потребительской продукции так называемого «наименования места происхождения товара (НМПТ)». Как пояснили в региональном Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя, сегодня в крае существует пять НМПТ: «Вина Абрау-Дюрсо», «Минеральная вода „Горячий Ключ”», «Краснодарский чай», «Кубанское подсолнечное масло», «Пластунская минеральная вода». Ими пользуются несколько десятков предприятий. Разрешения выдают на 10 лет, если товар произведен на определенной территории и обладает уникальными свойствами, что подтверждено уполномоченным органом – Минсельхозом РФ, Росалкогольрегулированием, Минпромторгом РФ или Минздравом РФ.
Требования в отношении сырья в законе не прописаны, и производители могут выдавать за местные товары продукцию из других регионов и даже стран. «Необходимо разделить понятия выращенной и произведенной продукции на территории региона. Те, кто просто занимаются расфасовкой в крае, не должны претендовать на знак качества», – заявил на заседании Совфеда губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
В случае, если кубанская инициатива получит поддержку, НМПТ станут присваивать только товарам, при производстве которых использовалось исключительно местное сырье.
По данным департамента потребсферы, в хлебобулочных, кондитерских, колбасных изделиях, молочной, мясной, алкогольной продукции, выпускаемой на Кубани, доля местного сырья составляет от 70 до 100%. В крекерах, вафлях, крахмале, квасе, изделиях из рыбы, соусах овощных, джемах – от 50 до 60%. А в гранатовом соке и кофе, к примеру, доля местного сырья минимальна.
В Совете Федерации не смогли оперативно сообщить, на каком этапе находится рассмотрение инициативы.
Патентный поверенный Светлана Кузьминская отмечает, что присвоение НМПТ – сложный процесс, при котором исследуются особые свойства продукции, например, уникальность рецептуры и технологии ее производства. «Обычно НМПТ выдается в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами», – говорит госпожа Кузьминская.
Опрошенные „Ъ-Кубань“ производители товаров, имеющих НМПТ, отметили, что инициатива Кубани требует уточнений. В частности, пока непонятно, как быть с изделиями, состоящими из многих ингредиентов. Так исполнительный директор ЗАО «КФ «Старая Тула» (выпускает продукцию с НМПТ «Тульский пряник») Владимир Нагайцев отмечает, что в рецептуре может использоваться сырье из разных регионов или из-за рубежа. Но к нему предъявляются определенные требования, что и приводит к созданию уникального продукта.
В то же время, Ассоциация производителей Краснодарского чая выступает за внесение дополнений в региональный «Закон о развитии чаеводства», которые регламентировали бы минимальное содержание чайного листа, выращенного на территории края, в продукции, имеющей наименование «Краснодарский чай». В организации отмечают, что доля местного чая в пачке должна быть не менее 20%. Иначе не сохраняются особые свойства чая, дающие ему право называться «Краснодарским». В ассоциации объясняют инициативу тем, что десятки компаний выпускают «Краснодарский чай», в содержании которого менее 1% или вообще нет чайного листа, выращенного на территории края.
Заместитель руководителя Роспатента Любовь Кирий считает, что при производстве товаров стоит исходить из того, насколько для их уникальных свойств важно региональное происхождение сырья и географическая привязка производственной цепочки. Например, в случае с вином это может быть важным. Если же речь идет о сувенирах, то некоторые этапы производства или покупка сырья могут происходить вне региона, если это не повлияет на особые свойства товара. По мнению госпожи Кирий, соответствующие стандарты могут устанавливаться профессиональными объединениями. «Кроме того, власти края должны решать, какой продукт имеет право называться, например, „Кубанским продуктом”. Поскольку подобные средства индивидуализации, в первую очередь, являются инструментом развития экономики региона и локальных производителей», — говорит госпожа Кирий.