На конец уходящего года пришелся запуск очередного этапа земельной реформы. В ноябре правительство утвердило «дорожную карту» по совершенствованию правового регулирования земельных отношений до 2020 года. Цель властей — описать правила пользования землей, прежде всего сельхозназначения, которых в действующем 17 лет Земельном кодексе до сих пор нет.
Основой реформы станут как минимум восемь федеральных законов (уже разработанных или находящихся в стадии разработки), исполнителями по которым числятся Минэкономики и Минсельхоз. Последний раз такие значительные изменения в Земельный кодекс и связанное законодательство вносились в 2014 году: первый этап реформы был ориентирован на регулирование гражданского оборота земельных участков и касался правил их предоставления и изъятия для государственных и муниципальных нужд, а также государственного земельного надзора.
Однако тогда вопрос о переходе от категорий земель к территориальному зонированию, несмотря на политическое решение (президент заявлял о необходимости сделать это еще в 2012 году), так и остался открытым: дальше первого чтения в Госдуме законопроект не продвинулся. Борьба за статус сельхозземель тогда развернулась между аграрным лобби и недропользователями, опасения высказывали и экологи — все они указывали на отсутствие описанных границ участков. Новую попытку покончить с земельными категориями Минэкономики предприняло в 2016 году, но тогда против новых поправок высказался президентский Совет по кодификации гражданского законодательства.
Теперь, похоже, процесс все-таки сдвинулся с мертвой точки. С вступлением в силу в прошлом году закона «О госрегистрации недвижимости» остро встал вопрос обеспечения достоверности сведений в ЕГРН, а эксперимент с «лесной амнистией» показал, что проблема наложения границ (и унификации ведомственных ресурсов) решаема. Свежая версия законопроекта (согласно «дорожной карте», в марте 2019 года она должна быть внесена в правительство и до июня 2020 года одобрена парламентом) предполагает, что вместо семи категорий земель с 2025 года появится 18 территориальных зон, при этом особое внимание будет уделено статусу особо ценных сельхозземель, а границы зон, в отличие от нынешних категорий, получат четкую привязку к карте. Зонирование потребует проведения масштабных «полевых работ» на уровне муниципалитетов по приведению документов и границ участков в соответствие с реальностью и соответствующих бюджетных вливаний центра, поскольку сами они эту работу финансово не потянут.
Параллельно с отменой категорий в Минэкономики будут заниматься еще двумя земельными инициативами — законопроектом о видах разрешенного использования участков (он уже прошел первое чтение в Госдуме в октябре) и проектом о землеустройстве (внесение запланировано на апрель 2019 года), который определит порядок проведения работ на местах и механизм изменения правовых режимов для сельхозземель.
Задача всего этого комплекса мероприятий — ввести в правовое поле предельно четкое описание того, как вообще надлежит и не надлежит использовать землю, поскольку время простых рамочных законов, каким был прежний Земельный кодекс, с точки зрения правительства, прошло. При этом очевидно, что развиваться кодекс будет по модели Градостроительного — его в Минэкономики считают более прозрачным и понятным. В уходящем году благодаря поправкам Минстроя в нем уже появились зоны с особыми условиями использования территорий и механизмы определения правового режима и границ таких зон, а также внесения их в ЕГРН — президент подписал закон в августе. Следующим этапом станет введение в кодекс понятия комплексного развития территории и уточнение механизма определения границ при территориальном планировании муниципалитетов.
Наконец, особый упор в земельной реформе будет сделан на сельхозугодья и их защиту. Помимо выделения отдельной территориальной зоны для особо ценных земель и специального правового режима для нее, совершенствования учета и повышения надзора за их надлежащим использованием планируется облегчить и их оборот, включая передачу в банковский залог.