Разделение сыра на настоящий и сыроподобный продукт – больная тема для рынка. Пока борцы за справедливость выступают за порядок в соответствующем техническом регламенте, враг наступает с другой стороны. Сырный скандал вокруг Сербии: что на самом деле импортируется на российский рынок и как остановить поток белково-жировых продуктов – в материале The DairyNews.
Поскольку рынки стран-членов ЕАЭС тесно взаимосвязаны, в начале 2018 года поставки сыроподобной продукции на свою территорию и транзит через страну данной категории товаров закрыла Республика Беларусь. Только в первом квартале года там был задержан ввоз 3,5 тыс. тонн сыроподобной продукции. Принятие такой меры было продиктовано необходимостью борьбы с контрабандной продукцией. При этом ранее в апреле 2018 года Россельхознадзор заявил о поставках белорусским предприятием сыроподобной продукции по ложным адресам в РФ. Как сообщил Россельхознадзор со ссылкой на данные Главного управления ветеринарии Московской области, в результате проверки мест поступления концентрата белково-жирового производства белорусского производителя ООО «Покет-Пак» было установлено, что указанная продукция по адресам, указанным в товаросопроводительных документах, не поступала.
Беларусь закрыла рынок, но между тем на реэкспорте “сыроподобной продукции» попалась Россельхознадзору Сербия. Прежде межгосударственные отношения развивались по стабильному сценарию: в 2018 году объем товарооборота продукции АПК равнялся 360 млн долларов, что соответствует уровню предыдущего года. Как отмечал в октябре министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, при этом объем экспорта продукции АПК из России в Сербию вырос на 20% и достиг 60 млн долларов.
– Это существенная динамика, и мы надеемся, что объемы поставок российских компаний будут возрастать и в дальнейшем, в том числе за счет зерновой, мясной, рыбной и молочной продукции, – пояснил Дмитрий Патрушев.
Сербия не осталась в стороне: намерение увеличить объемы поставляемой продукции стало известно в ноябре – об этом заявил первый вице-премьер, глава МИД Сербии Ивица Дачич. По его словам, в Белграде рассчитывают на рост общего товарооборота между Сербией и Россией до $4 млрд.
Как мы писали ранее, объемы импорта из Сербии в последние годы росли опережающими темпами: так, после введения эмбарго соответствующий показатель вырос на 87%. При этом, общий объем импорта молочной продукции из Сербии в 2017 году составил 56 тысяч тонн молочной продукции и сырных продуктов на сумму $35,9 млн.
По данным статистики, в 2014 году поставки плавленых сыров из Сербии в Россию составляли около 7 тонн. При этом, поставки в Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Вьетнам не осуществлялись до 2017 года.
Что касается твердых и полутвердых сыров, в 2014 году объем поставок в Россию составил 1 042 703 кг, в Казахстан – 68 956 кг, в Беларусь – 61 272 кг. В 2015 году Сербия экспортировала твердый сыр только в Россию (1 304 194 кг) и Беларусь (34 200 кг). В 2016 году наблюдалось сокращение экспорта – РФ ввезла на свою территорию 909 856 кг, а Беларусь – 32 256 кг. По данным прошлого года экспорт в Россию снова демонстрирует позитивную динамику – 938 196 кг, поставки в Беларусь были сокращены до 17 784 кг.
Кроме того, фиксируется резкий рост экспорта «прочих» молочных продуктов (белково-жировых): с отметки 2635 кг в 2014 году объем поставок увеличился до 139 985 кг в 2015 году, 1 105 249 кг в 2016 году. В 2017 цифра выросла за год почти вдвое и достигла значения 2 111 449 кг.
С одной стороны, такой расклад на первый взгляд не так плох, как может показаться. После санкций и прочих ограничительных мер отечественный рынок перешел к решительной обороне и политике импортозамещения, поэтому появление на молочной полке нового качественного продукта вряд ли можно назвать серьезной угрозой. Даже наоборот – чем шире ассортимент, тем более капризен покупатель и тем более активно включаются в борьбу за его внимание производители. Но действительно ли Сербия ввозит в нашу страну натуральный продукт собственного производителя?
О том, что за овечьей шкурой прячется волк, заговорили в Россельхознадзоре. Нелегальную схему поставки в Россию из Сербии белково-жирового (сыроподобного) продукта украинского происхождения выявили в ноябре прошлого года, тогда российское ведомство представило в своем пресс-релизе следующие данные: с января по июль 2018 г. на территорию России было ввезено 3,82 тыс. тонн данной продукции сербской компании Sremska Mlekara Doo.http://www.dairynews.ru/news/rosselkhoznadzor-zapodozril-serbiyu-v-reeksporte-t.html
«Страной происхождения данного продукта в таможенной декларации заявлена Сербия, производитель и отправитель – Sremska Mlekara Doo Sremska Mitrovica. Вместе с тем, по имеющейся у Россельхознадзора информации, в тот же рассматриваемый промежуток времени с Украины на территорию Сербии осуществлялся экспорт белково-жирового продукта. При этом адрес получателя продукции совпадает с адресом сербской компании Sremska Mlekara Doo Sremska Mitrovica», – говорится в сообщении.
При этом, сербская сторона обвинения в свой адрес не принимает. Как говорится в сообщении Министерства сельского хозяйства, леса и водных ресурсов Сербии, документация на якобы украинский товар была полностью фальсифицирована.
В случае подтверждения нелегальной схемы поставок санкционной продукции из Сербии, Россельхознадзором будут приняты соответствующие меры. В целях пресечения ввоза в РФ запрещенной продукции, Россельхознадзор направил соответствующие запросы в ветеринарную службу Сербии, а также в ФТС России для проведения проверки по указанному факту.
Главная опасность, по данным Россельхознадзора, заключается в том, что, попадая в РФ, сыроподобный продукт реализуется на прилавках под видом натурального сыра.
Как стало известно The DairyNews, Сербия планирует увеличивать поставки сырной категории в РФ. Более того Россия готова пойти на ряд уступок по товарным позициям в группе сыров. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси Алексей Богданов отметил, что такое развитие событий однозначно создает угрозу общему рынку, в том числе появляется риск возникновения более дешевых товаров. К тому же как мы помним, Беларусь активно работает над защитой общего рынка от реэкспорта ненастоящего сыра.
Ведущий аналитик Центра изучения молочного рынка Екатерина Захарова считает, что после эмбарго, введенного в 2014 году, объемы поставок молочной продукции, в том числе сыров и сырных продуктов из Сербии в Россию, существенно выросли.
– Ситуация с эмбарго создала благоприятные условия для поставок молочной продукции в Россию, но что из себя представляет такая молочная продукция – другой вопрос. Сложно говорить без доказательств о том, насколько справедливы обвинения Сербии в реэкспорте в целом. Вопрос о дальнейшем развитии ситуации нужно адресовать соответствующим службам, которые занимаются контролем и проверкой ввозимой продукции, – прокомментировала Екатерина Захарова.
Аналитик добавила, что, если говорить в общем, доля, которая отводится поставкам молочной продукции со стороны Сербии, невелика, а безусловным монополистом поставок является Беларусь.
– Удивительно следующее: Сербия ввозит продукцию в нашу страну с 2014 года, но нарушения были обнаружены только в 2018 году. Поставки из Украины тоже прекратились относительно давно. Почему скандал разгорелся только сейчас? Возможно, это каким-то образом связано с переговорами о создании зон свободной торговли, – заключила эксперт.
Интересной на общем фоне представляется новость о недавнем награждении президента Сербии Александра Вучича: Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении президента Сербии орденом Александра Невского, сообщается на сайте Кремля.
По мнению опрошенных участников рынка, сегодня любые уступки со стороны России готовят для рынка ЕАЭС негативные последствия. В первую очередь на себе их ощутят производители натуральных сыров. На фоне борьбы с фальсификатом такой шаг кажется по меньшей мере странным и подтверждает политизированность внешней торговли РФ.