В Баварии прошли массовые костюмированные акции в защиту пчел, некоторые даже артистически изображали гибель пчел онлайн. Но фермеры не видят в этих мероприятиях ничего смешного и полезного
11 февраля многие баварцы провели в очередях, иногда довольно длинных, чтобы подписать петицию, предназначенную для спасения пчел, других насекомых и птиц, которые этими насекомыми питаются.
За несколько недель до старта подписания петиции по Баварии, в частности, и по всей Германии в целом прокатилась волна карнавальных акций, которые подчас выглядели весьма эпатажно. Например, в Эрлангене несколько пожилых людей лежали на спине на морозном асфальте и махали руками и ногами, имитируя агонию пчел. На мюнхенской площади Мариенплац 31 января собралась толпа для того, чтобы установить мировой рекорд по устойчивому массовому гудению.
Однако сама петиция не выглядит забавной. Она состоит из четырех страниц подробных поправок к закону об охране природы Баварии, которые, вместе взятые, в корне изменили бы методы ведения сельского хозяйства в здесь с общей целью создания единой сети благоприятных для дикой природы мест обитания.
Например, одна поправка требует от фермеров обеспечить живые изгороди и древесные насаждения. В другой предлагается сохранить полосы среды обитания насекомых и птиц шириной пять метров на берегах рек.
Возможно, наиболее важным пунктом выглядит обязать агросектор Баварии к 2030 году обрабатывать 30 процентов сельскохозяйственных земель штата органически, без химических пестицидов и удобрений. Обычные фермеры в Баварии в целом не в восторге от таких перспектив.
Подписание документа (с учетом двухнедельной подготовительной кампании) началось утром 11 февраля — около 900 000 человек выстроились в ратушах.
Организаторы уверены, что к 13 февраля они получат более 950 000 подписей — 10 процентов зарегистрированных избирателей Баварии — необходимых для отправки петиции в законодательный орган Баварии. Затем законодательный орган должен будет либо принять петицию, либо предложить альтернативу — окончательный выбор будет сделан избирателями на специальном референдуме через несколько месяцев.
Коалиция природоохранных групп недавно призвала мир к 2030 году защитить 30 процентов всей планеты для сохранения биоразнообразия. Сторонники баварской петиции считают, что преследуют аналогичную цель дома — в государстве, которое является оплотом немецкого политического консерватизма.
«В Баварии есть много людей, которые активно занимаются защитой природы», — говорит Ханс-Йозеф Фелл, известный политический деятель партии «зеленых» в Хаммельбурге, который подписал петицию. — «Все они видят, что люди становятся причиной вымирания видов в мире, подобно которому не было на планете с момента исчезновения динозавров. Все они хотят противостоять этой утрате биоразнообразия».
Медоносным пчелам уделяется много внимания, но они, по сути, являются домашним видом, а не диким — их популяция сильно зависит от пчеловодов. Хотя количество пчелиных семей в Баварии и других странах Германии ниже, чем 30 лет назад, в последние годы оно растет, поскольку все больше людей снова начинают заниматься пчеловодством, часто в качестве хобби.
«На самом деле речь идет не о пчелах», — сказала Агнес Беккер в ходе телевизионных дебатов на прошлой неделе. Беккер является лидером Экологической демократической партии, которая инициировала подачу петиций в партнерстве с «зелеными» и Баварской ассоциацией защиты птиц.
«Пчела — наш маленький талисман, наш символ, — сказала она, — и она олицетворяет очень длинный и постоянно растущий список видов животных и растений, которым угрожает опасность».
Недавние исследования насекомых и птиц вызывают тревогу у экологов.
В исследовании Германии, проведенном в 2017 году, были рассмотрены данные обследования насекомых из 63 охраняемых районов по всей стране. Установлено, что общая численность летающих насекомых за 27 лет сократилась на 76 процентов. Это достаточно катастрофично, но другое исследование, опубликованное прошлой осенью, обнаружило еще большее сокращение численности насекомых в одном пуэрториканском тропическом лесу, а также ящериц, лягушек и птиц, которые питаются насекомыми.
Популяции птиц также падают в Европе. На следующий день после того, как немецкое исследование было опубликовано в 2017 году, Немецкий союз охраны природы и биоразнообразия, или NABU, опубликовал статистику, основанную на правительственных данных, согласно которой страна потеряла более 15 процентов своих певчих птиц, в общей сложности более 12 миллионов гнездящихся пар, между 1998 и 2009 годами. Количество скворцов сократилось на 2,6 миллиона пар.
Аналогичное снижение наблюдается во Франции , и оно затронуло птиц, которые больше всего приспособлены к сельскохозяйственным угодьям. С 1989 года популяция 24 видов сельскохозяйственных угодий во Франции сократилась на 33 процента, причем спад ускорился в последние несколько лет.
Во всем мире, согласно обзору, опубликованному 10 февраля в журнале «Биологическая консервация» , более 40 процентов всех видов насекомых находятся под угрозой исчезновения. Сильнее всего пострадали группы, которые включают пчел и ос, мотыльков и бабочек, а также навозных жуков.
Конечно, пестициды представляют собой одну из угроз для насекомых, говорят экологи. В апреле прошлого года Европейский союз запретил открытое распыление трех неоникотиноидных пестицидов, которые, как было показано, наносят вред пчелам.
Но проблема более системная, говорят биологи, и дело не только в пестицидах. Основной причиной снижения численности насекомых является потеря среды обитания, поскольку земля интенсивно обрабатывается или вымощена, заасфальтирована в городах.
При этом усилия по реформированию баварского сельского хозяйства могут оказаться очень значительными.
Помимо того, что фермерам запретят вырубать живые изгороди и деревья, народная петиция хочет запретить перевод лугов — пастбищ и сенокосов — в другие виды сельскохозяйственного использования. Также предлагается запрет на сенокос 10% лугов до 15 июня, чтобы у полевых цветов была возможность расцвести и дать пищу насекомым.
Для критиков петиции, в том числе федерации государственных фермеров и министра сельского хозяйства, все это отдает «плановой экономикой», то есть социализмом, неприемлемым для Баварии. Фермеры чувствуют себя атакованными экологами и козлами отпущения за проблему, которая, по их словам, выходит за рамки сельского хозяйства.
Арно Зенгерле не фермер, но он является мэром небольшого фермерского городка в предгорьях Альп. Под руководством Зенгерле городок стал лидером в области зеленой энергии, который благодаря ветряным турбинам, солнечным батареям и биогазовым реакторам, производит в пять раз больше энергии, чем потребляет. Его город также добровольно вложил значительные средства в луга, полные диких цветов. Он выступает против петиции.
«Все хотят спасти пчел», — говорит Зенгерле. — «Но на самом деле планируется наложить дополнительные обязательства на фермеров, которые уже страдают от значительного бюрократического бремени. На мой взгляд, это приведет к тому, что все больше мелких фермеров будут отказываться от своих ферм и сдавать в аренду или продавать свою землю».
Карин Штаффлер, пчеловод из Аугсбурга, напротив, рассматривает петицию как последний шанс. «Если мы подождем, пока присоединится весь мир, уже нечего будет спасать и некого», — написала она в статье-мнении в Süddeutsche Zeitung, национальной газете в Мюнхене. — «Мы все стояли и смотрели слишком долго, теперь времени нет».