Какие новые применения для беспилотных авиационных систем (БАС) могут появиться в ближайшие два десятилетия? Как можно использовать беспилотники в мониторинге и сельском хозяйстве? Какие тренды можно ожидать в этом сегменте промышленности и что может ускорить или, наоборот, затормозить рост этого рынка? Долгосрочный прогноз развития гражданских беспилотных авиационных систем — в интервью соруководителя рабочей группы «Аэронет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Сергея Жукова журналу «Горизонты».
– Какие вы видите цели для беспилотных летательных аппаратов гражданского назначения на ближайшие 20 лет?
– Цели зависят от потребностей. Какие потребности будет формулировать и предлагать рынок, в таких и будет развиваться гражданская беспилотная тема. Если говорить о сегодняшнем рынке беспилотных авиационных систем в России, то развиваются главным образом сегменты дистанционного зондирования Земли и мониторинга: на них приходится 75–80% всего российского рынка. В цифрах это примерно 7,5–8 млрд рублей. В мире же емкость этих сегментов гораздо больше – около $6–7 млрд. Оставшиеся 20–25% в России относятся к услугам по разработке, производству и продаже аппаратов, их комплектующих и программного обеспечения, а также совсем немного на работы БАС в интересах сельского хозяйства. В мире же сегмент сельского хозяйства сегодня занимает около 15% от общего объема рынка гражданских беспилотных авиационных систем, продуктов и услуг на их основе.
Если посмотреть на перспективу 10–20 лет, то, скорее всего, рынок беспилотников существенно изменится. Полагаю, существенно вырастет сегмент грузовых перевозок. В численном отношении они могут достичь примерно половины всего мирового рынка авиационных логистических услуг. …
– Вы упоминали сельскохозяйственные приложения…
– Использование беспилотников в сельском хозяйстве – это, прежде всего, точное земледелие. Благодаря использованию БВС можно увидеть, как у тебя всходят растения, или определить, где появились вредители. Такую информацию, снабженную точными координатами, можно быстро загрузить в навесное оборудование летающего или наземного беспилотного опылителя, чтобы оперативно отреагировать на угрозу распространения вредителей или добавить в почву нужное количество удобрений.
– Какие существующие или новые технологии потребуются для создания таких летательных аппаратов?
– Программное обеспечение, проектирование, роботизация, глубокое обучение, искусственный интеллект – все это будет в ближайшие годы входить в жизнь беспилотных авиационных систем. Тем самым «беспилотье» – это уже не чистая авиация. Оно стоит на перекрестке сразу нескольких новых отраслей. Беспилотные системы замешаны на стыке авиации, космических технологий, информационных технологий, робототехники. Молодых специалистов нужно готовить к этому уже сейчас.
Полный текст читайте в «Обзоре прессы».