Великобритания покидает Евросоюз в 2019 году, одновременно выходя из Таможенного союза и общего рынка ЕС. Это может привести, в том числе, к проблемам в сельскохозяйственной отрасли страны. Великобританию, возможно, ждет новый процесс взаимопризнания стандартов органического производства, который сейчас проходит Россия.
Фермеры Великобритании могут столкнуться с резким падением стоимости урожая в случае отсутствия сделок, предупреждает лидер органических фермеров Великобритании Джон Поуси, председатель органического форума Национального фермерского союза (NFU). По мнению Джона Поуси, Европа может наложить эмбарго на органическую продукцию из Великобритании, и тогда производители органики вынуждены будут прекратить экспорт своей продукции в европейские страны. Свободный экспорт органики возможен при взаимном признании стандартов органического производства стран, в случае выхода Великобритании из Евросоюза принцип взаимопризнания органических стандартов между этими территориями прекратит свое действие. В этом случае органические продукты из Великобритании, предназначенные для рынка ЕС, должны будут продаваться там как обычные культуры и, следовательно, они потеряют в цене, производство не будет окупаться.
Таким образом, Великобритании придется заново проходить процесс признания ее органических стандартов в европейских странах. Это обычный путь для всех стран, развивающих органическое сельхозпроизводство.
Как отмечает исполнительный директор Национального Органического Союза Олег Мироненко, такой путь сейчас проходит и Россия. Он напомнил, что президент Российской Федерации Владимир Путин отметил важность поставок российской органической продукции на международные рынки, в том числе на европейский. Вопрос возможности такой свободной продажи российской органики под отечественным знаком на зарубежных рынках будет решен в ближайшие 3-5 лет. «Вопрос взаимопризнания с разными странами возникает у стран, которые хотят развивать и собственный рынок, и производить продукцию для других рынков. Однако более, чем у 100 стран мира такой вопрос не стоит, т.к. они работают только на экспорт, т.е. для производства используют стандарты других стран. Именно поэтому по данным FIBL (Институт органического сельского хозяйства, Швейцария) развивается органическое сельское хозяйство в 181 стране мира, а национальных стандартов в IFOAM зарегистрировано лишь 46. Например, Украина и Армения начали процесс развития производства органических продуктов раньше нас. Однако сейчас они пошли по пути не разработки и принятия собственных стандартов, а по пути использования на территории своих стран «чужих» стандартов, т.к. приоритетом для них является не развитие собственного рынка, а поставка органической продукции на экспорт. Но нашей стране этот путь не подходит, мы идем по пути разработки национальных стандартов, развития внутреннего рынка и экспорта. И как результат встает вопрос взаимопризнания», — отмечает Олег Мироненко.
Другие страны, которые уже были в этом процессе, начинают сталкиваться с рядом проблем, подчеркивает исполнительный директор НОС: «Например, Великобритания может оказаться вне правового поля по органике в отношении европейских стран. И Великобритании придется пройти те же процессы, что проходим сейчас мы, поскольку у этой страны тоже есть свой национальный стандарт».
Первым этапом взаиомпризнания можно считать признание российского стандарта со стороны IFOAM International и включение его в перечень стандартов, признаваемыхIFOAM. «Мы уже 1,5 года занимаемся этой работой, — рассказал Олег Мироненко, — прошли ряд взаимодействий с комиссией IFOAM, сейчас мы вносим изменения в наш национальный стандарт, чтобы быть эквивалентными международным базовым стандартам и войти в перечень признаваемых стандартов. Вот только после этого мы можем совершать некие политические шаги, а уже не юридические».
Сейчас есть ряд рынков, на которые Россия хотела бы выйти, но с каждым надо пройти процесс взаимопризнания, поясняет исполнительный директор НОС. «В случае со странами Евросоюза мы можем пройти взаимопризнание сразу со всеми 28 странами ЕС, этот путь сложный, многие страны проходят его долго. Например, США и Европа взаимопризнавались 12 лет, и долгое время американские органические продукты не продавались в европейских странах как органические. У нас уйдет 3-4 года взаимопризнания с IFOAM, из них уже прошло 1,5 года. Сколько времени займет такой же процесс с Европой, пока вопрос. Европа не заинтересована в покупке у нас органической продукции глубокой переработки, она хочет покупать сырье. А мы хотим продавать конечный продукт. Но у нас есть сторонники в Европе, которые готовы идти по короткому пути взаимопризнания, самым ярким таким сторонником России является Германия. Достаточно интересны для нас и азиатские рынки. На прошедшей в марте во Владивостоке круглом столе по органическому сельскому хозяйству во Владивостоке наш японский коллега профессор Университета Чиба, доцент, кандидат экономических наук Юки Яно сансей (Yuki Yano) высказал интерес к поставкам российской органической продукции на японский рынок. Тогда нам придется взаимопризнаваться с отдельной страной. В этом есть плюс, договориться с одной страной всегда легче. Но есть и минус – рынок одной страны ограничен. И стандарт JAS признается только в Японии. Рядом расположен Китай, который тоже заинтересован в поставке органики из России. Сейчас такие поставки уже осуществляются, но компании вынуждены сертифицироваться по китайскому стандарту. Для поставки органики на китайский рынок под российским брендом мы тоже должны идти на взаимопризнание. Ярким примером того что это процесс в том числе политический, является ситуация в Великобритании, где Brexit фактически отменяет сейчас ранее действующие договоренности между Великобританией и Европой. Хотя, казалось бы, более 20 лет продукты из Англии продавались в Европе как органические».
Юки Яно сансей (Yuki Yano) также рассказал о нюансах взаимного признания стандартов по органике Японии и других стран: «Сертифицирующий орган должен быть аккредитован в Японии, он может быть и японский, и зарубежный. Или продукция должна быть произведена в стране, где действуют эквивалентные стандарты органики. В Японии продается органика, сертифицированная по европейским и американским стандартам. Для этого надо пройти сертификацию в США или Евросоюзе, т.к. у Японии есть с этими странами соглашение об эквивалентности. Японский знак органики ставится на такую продукцию автоматически».
Как подчеркнул Олег Мироненко, Национальный Органический Союз поддержит российских производителей органики и будет работать над признанием российских органических стандартов за рубежом, чтобы Россия могла поставлять свою продукцию в Европу и США.