Как во Франции работает закон, который запрещает супермаркетам выбрасывать еду.

Суббота, 30 марта 2019, 00:00

В феврале 2016 года Франция приняла закон, который запретил супермаркетам выбрасывать еду, которая пригодна по своему состоянию для питания людей или животных. Milknews изучил, удалось ли стране за два года решить проблему продовольственных отходов с помощью нового законодательства.

Торговые сети обязали к благотворительности

Два года назад французский парламент принял закон, который запретил супермаркетам выкидывать еду, если ее состояние позволяет использовать ее для питания людей или животных. Речь шла о магазинах, площадь которых превышает 400 квадратных метров. Законодатели дали ритейлерам полгода на заключение контрактов с благотворительными организациями, которые бы согласились принимать такие продукты в качестве пожертвований.

Национальное радио Франции подсчитало, что в стране работает более 5 тыс. таких фондов, которые были готовы принимать продовольствие через систему продовольственных банков. Ранее Milknews подробно рассказывал, как работает первый продовольственный банк в России.

Торговые организации, которые уклонились от прописанных обязательств и продолжили отправлять нереализованный объем продуктов на свалку, ждал штраф от 3 750 до 75 000 евро или два года тюремного срока. Франция стала первой страной в мире, которая решила бороться с уничтожением продуктов питания, пригодных для потребления, подобным образом.

Документ фактически обязал торговые организации работать с благотворительными фондами, хотя для многих ритейлеров такое требование не стало неожиданностью. Например, крупная сеть Carrefour сотрудничает с подобными организациями с 1990-х годов, такая практика позволяет компании не только демонстрировать свою социальную и экологическую ответственность, но и сокращать налоговые выплаты. С 1988 года в стране действует так называемый Закон Количе, по имени французского юмориста и общественного деятеля, который гарантирует бизнесменам налоговые послабления до 60%, если они занимаются благотворительностью и жертвуют в адрес некоммерческих фондов.

Несмотря на принятое законодательство, Франция вряд ли когда-то придет к 0% непроданных товаров в супермаркетах, объясняют представители общественной организации Que Choisir, которая следит за новым документом. По словам экспертов, вся продовольственная цепочка построена таким образом, что производители и дистрибьюторы вынуждены обеспечивать постоянный доступ ритейла к товару без гарантий в том, что продукты будут куплены конечным потребителям.

Продовольственные отходы в цифрах

По оценкам Que Choisir, только во Франции каждый год на свалку отправляется более 10 млн тонн продуктов питания на сумму 16 млрд евро. Во стране ежегодно на одного жителя приходится 110 кг продовольственных отходов, в то время как в США эта цифра куда более значительная — почти 200 кг продуктов питания на каждого американца.

Каждый год больше 1,3 млрд метрических тонн продовольствия не потребляется во всем мире, по данным ООН, всего 25% от этого объема могли бы полностью решить до сих пор существующую проблему голода. К 2050 году Евросоюз будет выбрасывать в год больше 120 млн тонн еды на общую стоимость 629 млрд евро, подсчитали эксперты.

В развитых странах большая часть продуктов пропадает в супермаркетах или выкидывается самими потребителями, тогда как в развивающихся еда теряется на этапе производства из-за неправильных технологических процессов. С другой стороны, количество нуждающихся в продовольственной помощи с каждым годом растет, однако продукты часто не доходят до потенциальных получателей из-за дороговизны и сложности процесса распределения нераспроданных объемов товара.

В среднем, каждый французский супермаркет избавлялся от 0,9% своего товарооборота из-за порчи или других факторов. По оценкам организации, обычно эта цифра закладывается в конечную цену и оплачивается из кармана потребителей. Списанные продукты уничтожались, даже если они были пригодны в пищу, в том числе с помощью химикатов, чтобы избавить супермаркет от ответственности за их возможное потребление людьми. Новый закон ограничил эту практику и обязал торговые сети жертвовать продукты либо для питания людей, либо, если продукт не пригоден для этого, в зоопарки и приюты для животных для переработки на корма.

Трудности с пожертвованиями

По мнению Que Choisir, основная трудность с передачей нераспроданного продовольствия нуждающимся заключается в логистике и дальнейшей дистрибуции. Зачастую у благотворительных организаций нет ресурсов, чтобы ездить по торговым точкам и забирать свободный товар. Кроме того, магазины часто передают скоропортящиеся продукты, которые нужно хранить в холодильниках.

Европейская ассоциация аудиторов ECA подсчитала, что только в одной французской провинции Изер до фондов доходят только 24% от нераспроданных магазинами товаров из-за сложной логистики, которая ложится на плечи благотворительных организаций. В местном продовольственном банке указали, что зачастую им легче забрать большое количество продуктов питания с одной торговой точки, чем собирать по несколько килограмм товара с ряда небольших супермаркетов. В ECA назвали французский закон “фрагментарным” и указали, что он не решает проблему пищевых отходов.

Сами торговые сети не спешат наращивать объемы пожертвований. Дело в том, что принятый парламентом документ обязывает ритейлеров передавать на благотворительность только 1% от нераспроданных остатков, после чего закон считается выполненным, а торговым сетям не грозят штрафы и публичное порицание.

По мнению общественной организации, французский закон стал только началом долгой борьбы общественности с продовольственными отходами. В Que Choisir также указали, что большое количество продуктов питания выбрасывают сами потребители, на которых закон не действует, поэтому очень важно проводить просветительскую работу со стороны государства.

Автор: KVEDOMOSTI.RU

Источник новости

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля