По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), в 2018 году экспорт продовольствия из России в Китай вырос на 42% до $2,5 млрд. В перспективе трех-пяти лет вполне реально нарастить поставки готовой сельхозпродукции и сырья в КНР до $3-4 млрд, считает начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко.
«Китай — самый большой и самый интересный для всех поставщиков рынок, но, увы, далеко не самый рентабельный и простой для завоевания, — прокомментировала она «Агроинвестору». — Основная причина в том, что китайцы отлично понимают, что все хотят у них работать, соответственно любое решение о сотрудничестве — это торг на высоком уровне».
Наилучшую динамику роста поставок в Китай, по информации Снитко, в последнее время показывают такие товары как соя, растительные масла, рыба, напитки, шоколадные изделия. Продажи зерна, мясопродуктов и кондитерских изделий в последние годы были волатильны: то росли, то падали. Из 24 крупных продуктовых групп продовольственных товаров за период с 2014-го по 2018 год в стоимостном выражении сократился лишь вывоз живых животных, фруктов и табака, отмечает эксперт. Впрочем, общая доля этих позиций в объеме российского экспорта в Китай остается низкой — в прошлом году лишь 1,1%.
С 2017 года КНР является крупнейшим импортером российского продовольствия. И если два года назад объем экспорта в Китай в стоимостном выражении был практически на уровне поставок в Египет — $1,78 млрд и $1,75 млрд соответственно, то в 2018-м КНР заметно увеличила свой отрыв, за год нарастив закупки на $700 млн. Экспорт в Египет тоже заметно прибавил (+22%), однако страна ввезла российского продовольствия на $386 млн меньше, чем Китай — на $2,1 млрд. В страновой структуре всех внешних продаж готовой сельскохозяйственной продукции и сырья Китай занимает долю примерно в 10% по итогам прошлого года.
В российском экспорте продовольствия в КНР традиционно превалируют рыба и морепродукты, в основном в виде дешевого замороженного продукта для дальнейшей переработки. Однако их доля снизилась с 90-95% в начале 2010-х до 55-60% в настоящее время, рассказывает представитель РЭЦ. В денежном выражении поставки в КНР рыбы, ракообразных и моллюсков по итогам 2018 года составили $1,49 млрд.
На втором месте по объемам поставок в денежном выражении находится продукция и сырье масложировой отрасли. За пять лет объемы отгрузок основных масличных агрокультур в Китай увеличились в 11,3 раза до $337,1 млн. Еще более впечатляющую динамику показывает вывоз растительных масел: с 2014 года их экспорт вырос в 23,4 раза до $364,2 млн в прошлом году.
Третьим по объемам является продукция кондитерской отрасли. С 2014 года вывоз сладостей (мучных, шоколадных, сахаристых) из России в Китай стал в 50 раз больше. В прошлом году республика была вторым по величине покупателем российского шоколада и шоколадных конфет (с долей в 16%) после Казахстана, четвертым импортером отечественного печенья и прочего сладких мучных изделий после Казахстана, Беларуси, Азербайджана и Киргизии. Также страна попадает в первую десятку покупателей сахаристых кондитерских изделий из России, сообщила «Агроинвестору» исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина.
Основные тенденции, влияющие на потребительское поведение жителей Китая, — это рост доходов, популярности здорового питания и экологически чистой продукции, в также явная вестернизация потребления, говорит директор центра компетенций в АПК КПМГ в России и СНГ Илья Строкин. Например, стейки из
говядины, вино, кондитерские изделия китайцы распробовали совсем недавно.
Правительство этой страны не особенно заинтересовано в том, чтобы наращивать объемы импорта продукции высоких переделов, им выгоднее покупать сельхозсырье, чтобы загрузить собственные перерабатывающие мощности, знает он. С учетом данных факторов наилучшие перспективы на рынке КНР по увеличению объемов
торговли, по мнению эксперта, имеют такие категории товаров как кондитерские изделия, особенно премиальные, мясо КРС и птицы, свинина, морепродукты (в основном, дальневосточный краб), негазированная и нефункциональная бутилированная вода, молочная продукция (особенно, молочная сыворотка), пшеница, ячмень, соя без ГМО, а также подсолнечное и соевое масла.