Региональные власти лишатся возможности осуществлять ветеринарный контроль в рамках своего субъекта, а все полномочия будут переданы Россельхознадзору. Соответствующий законопроект уже подготовлен правительством, сообщили «Известиям» в аппарате кабинета министров. Планируется, что изменения вступят в силу с 1 января 2020 года. В Минсельхозе считают, что нововведение упорядочит работу ветслужб и предотвратит распространение заразных болезней животных на территории страны, например, африканской чумы свиней (АЧС).
В ходе административной реформы в 2004 году полномочия по ветеринарному контролю и надзору были переданы регионам. В результате, как уже не раз отмечал Россельхознадзор, это разрушило единую ветеринарную вертикаль власти и существенно снизило уровень контроля безопасности и качества продукции.
Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Минсельхоза, осуществление ветеринарного надзора одновременно на федеральном и региональном уровне привело к частичному пересечению полномочий органов государственной власти. А это, в свою очередь, создало дополнительные административные барьеры для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами.
— Отсутствие централизованного контроля и единого регулирования деятельности государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации, отсутствие единообразия в нормативно-правовых актах субъектов РФ, финансировании деятельности ветеринарных служб, а также структуре уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов привело к разобщенности государственных ветеринарных служб, — сообщили в ведомстве. — Результатом чего явилась невозможность применения скоординированных мер по предотвращению распространения заразных болезней животных на всей территории страны.
Результаты мониторинга, проведенного Россельхознадзором, выявили в деятельности государственной ветеринарной службы субъектов несколько серьезных проблем. Первая из них — совмещение функций по оказанию платных услуг и осуществлению госконтроля. Это негативно сказывается на объективности результатов контрольно-надзорной деятельности. Например, Россельхознадзор выявляет факты сокрытия очагов заразных болезней животных и несвоевременного исключения из оборота опасной продукции, но должный контроль за организацией и проведением профилактических мероприятий при этом отсутствует.
Еще одна проблема — в стране до сих пор не существует единой системы регулирования ветеринарных служб. В результате отсутствия вертикали управления в большинстве регионов инфраструктура ветслужб деградирует. Особенно это касается лабораторной базы, которая не позволяет проводить исследования и в полном объеме определять весь спектр возможных биологических и химических угроз.
Также в ряде субъектов ветслужбы лишены самостоятельности и входят в состав других органов исполнительной власти, что затягивает принятие особо важных решений, несущих для регионов экономические последствия.
— Этот законопроект разработан по поручению президента Владимира Путина после совещания, прошедшего в Краснодарском крае 12 марта 2018 года. Наша ассоциация неоднократно поднимала вопрос о необходимости восстановления вертикали управления ветеринарной службой страны, преодоления разобщенности ветслужб субъектов, возврата к централизованному контролю и единству регулирования, — рассказал «Известиям» руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — Мы полностью поддерживаем законопроект, так как это поможет повысить эффективность работы ветеринарной службы, потерянную в результате административной реформы 2004 года. Тогда была раздроблена система государственного ветеринарного надзора. Сложная эпизоотическая ситуация наносит экономический ущерб производителям и ограничивает их возможность торговли внутри страны и выхода на зарубежные рынки.
Информация о попадании на прилавки магазинов зараженной мясной продукции неоднократно замалчивалась. К примеру, в 2018 году Россельхознадзор зафиксировал появление мяса с вирусом африканской чумы свиней сразу в шести регионах — Тульской области, Мурманске, Екатеринбурге, Липецкой области, Воронеже и Татарстане. Кроме того, мясные изделия с геномом этого же вируса, которые производились в Калининградской области, были обнаружены в торговых сетях Курской области.
Прямой ущерб за десять лет распространения АЧС Минсельхоз в 2018 году оценивал почти в 5 млрд рублей, а непрямые потери — в десятки миллиардов.