Занять премиальное место на рынке предлагает аграриям федеральный закон об органической продукции. Он вступит в силу с 1 января 2020 года. Предпринимателей, которые уже выпускают органику, в РФ немного. Куда больше тех, кто только присматривается к необычному делу — рискованному, но потенциально маржинальному.
Эксперты полагают, что органическое сельское хозяйство способно стать точкой роста для опустевших территорий в Центральном округе. Природа там не испорчена промышленным земледелием, а близость к мегаполисам теоретически позволяет наладить сбыт. Какие нюансы стоит учесть — в материале «РГ».
Оцени ресурсы
«В Россоши — завод минудобрений, в Нововоронеже — АЭС, в Новохоперском районе планируют добычу никеля — возможно ли у нас в принципе органическое производство?» — задается резонным вопросом гендиректор ООО «Нива» из Воронежской области Николай Слаук.
— Густонаселенные территории — всегда риск. К счастью, в Воронежской области решили составить агроэкологическую карту, чтобы выделить зоны, где органическое сельское хозяйство невозможно. Чтобы не получилось, что человек вложил средства, обратился за сертификацией и получил отказ, так как на его поля ветром заносит пестициды от соседа, — рассказывает исполнительный директор Национального органического союза (НОС) Олег Мироненко. — Такая карта есть у Татарстана, где полно нефтяных вышек, но и чистые зоны тоже имеются.
Агроэкологическую карту логично было бы наложить на карту потенциальных потребителей органики. Но последнюю нарисовать пока никто не вызвался. В воронежской компании «Экохлеб» сравнили стоимость обычного и органического зерна: 15-17 рублей за кило против 50. Многие ли готовы платить за буханку втрое больше? В то же время в столице Черноземья практикуются совместные закупки натурпродуктов, появляются маленькие точки продажи здорового питания и магазины столичной сети «ВкусВилл». Цены везде заметно выше, чем на рынке или в супермаркете.
Объем рынка органической продукции в России оценивают в 160 миллионов евро. По мнению западных аналитиков, к 2025 году продажи внутри страны могут достичь пяти миллиардов. Ту же цифру приводят в прогнозах экспорта, который ныне составляет менее миллиарда. Эксперты указывают на то, что мировой рынок органики с 2000 по 2017 год вырос в пять раз, и спрос растет, основные страны-потребители уже не в состоянии себя обеспечить. Хотя в одной только Германии производителей органики — 43 тысячи (в РФ — около ста).
Примерно треть брошенных пашен может быть введена в «органический» оборот без переходного периода
Поэтому выращивание «чистых» овощей, фруктов, злаков и животных развивается в Латинской Америке, Азии и Центральной Африке. Но по земельным ресурсам Россия их превосходит. Примерно треть брошенных пашен может быть введена в «органический» оборот без конверсии (переходного периода).
Получи сертификат
Согласно новому ФЗ, называть свою продукцию органической (и обозначать это на упаковке) смогут только те, кого включат в единый госреестр после проверки на соответствие российским и международным стандартам.
Национальной системы сертификации в России ранее не имелось. Было (и остается) несколько систем, выстроенных некоммерческими институтами. Производители в РФ получали сертификаты по их нормам или — чаще — по зарубежным. Теперь им нужно обзавестись таким документом еще раз. По данным НОС, национальную экспертизу уже прошло 25 из 80 агрофирм, чье производство прежде было сертифицировано по иностранным стандартам.
Что до новичков, то они смогут сразу заказать сертификат, действительный для России. Стоимость услуги зависит от множества факторов. По скромным подсчетам, в год требуется не менее ста тысяч рублей. Сертификация на российский ГОСТ «с нуля» может идти около полутора лет. Но если на участке прежде использовали интенсивные технологии земледелия, придется на два-три года выводить его в конверсию.
— Самая быстрая сертификация у нас заняла месяц. Она проходила на предприятии «Хипп» в Калининградской области, уже имевшем европейский сертификат, — отмечает гендиректор компании «Органик Эксперта» Татьяна Волкова.
Сроки экспертизы растягиваются не только потому, что аграриям нужно время на устранение нарушений. Пробы почвы и воды, образцы продукции, биопрепараты отправляют для анализа за рубеж — в России нет аккредитованных лабораторий. Групповая сертификация может быть дешевле. Но если эксперты «забракуют» одного члена кооператива — документ не получат все.
В регионах могут ввести субсидии для будущих производителей органики. Так, Воронежская область намерена возмещать им затраты на сертификацию полностью, на покупку биопрепаратов — в размере 50 процентов. После 2020 года, возможно, поддержат проекты переработки и хранения органик-продукции.
Запасись терпением
«Землю возделывать сложнее — обработка преимущественно механическая, ручная. Урожайность ниже. Но наши партнеры справляются», — заверяет директор российского представительства «Хипп» (известный производитель органического детского питания в Европе) Сергей Клявин.
В 2010-м «Хипп» открыл завод в Калининградской области. Это был первый в России проект масштабной органик-переработки. Часть сырья импортная, картофель поставляет тульская «БиофермаБолотово», говядину — «Савинская нива», что под Калугой.
— Заместить импорт можно было бы и по другим позициям, но скоропортящиеся овощи (цветная капуста, кабачок, брокколи) должны поставляться в глубокой заморозке, а в России с промежуточной переработкой огромные проблемы, — поясняет Клявин.
Мировой рынок органики с 2000 по 2017 год вырос в пять раз, растет и спрос, основные страны-потребители уже не в состоянии себя обеспечить
Между тем именно переработка в ряде случаев позволяет аграриям избежать убытков. Врио директора ВНИИ защиты растений Анжела Асатурова вспоминает, как ее знакомый органик-садовод оборудовал у себя линию отжима сока, чтобы не выбрасывать нетоварные яблоки.
— Органика требует творческих решений. Чтобы бороться с сорняками и фитопатогенами, приходится комбинировать иммунные и коммерческие сорта, подбирать энтомофаги, сажать, допустим, картофель вдоль участков с зерновыми. На старте урожайность теряется, иногда подчистую. Но впоследствии усилия окупаются, — подчеркивает Асатурова. — Главное — подходить научно. Кстати, в СССР было 1100 станций, на которых производили биопрепараты и энтомофагов! Теперь же — в отсутствие госконтроля — аграрию могут подсунуть что угодно. И он подумает, что биопрепараты не работают.
Накапливай опыт
Глава ГК «ЭкоНива» ШтефанДюрр интересуется органикой не одно десятилетие. В середине 1990-х он продавал в Германию органическую гречиху и просо из России. Спустя четыре года его вытеснили китайцы, снизившие цены на 20 процентов. В 2012-м, уже имея обширный молочный бизнес, Дюрр вновь затеял «зеленый» проект, но для внутреннего рынка. Его ООО «Савинская нива» дало первую органик-продукцию в 2015-м. Сейчас предприятие имеет шесть тысяч гектаров сельхозугодий и мясное стадо в 1300 голов КРС.
Исполнительного директора этой компании Анатолия Накарякова коллеги называют «мастером спорта в области органики».
— По образованию я инженер-механик в сельском хозяйстве. На практике в Германии узнал, что такое биодинамика, и с тех пор только в органическом производстве и работал, — признается Накаряков. — Многие «мясные проекты» начинаются с покупки племенного скота, а мы в «Савинской ниве» решили сохранить то стадо, которое купили вместе с предприятием. Там были низкоудойные коровы, позже мы купили у предприятия-банкрота остатки мясного стада. Покрывали телок быками-ангусами. Росли потихоньку.
Сертификатов у «Савинской нивы» несколько: европейский, частный российский, американский, а с 2018 года и ГОСТ 33980-2016. За свой счет пришлось сертифицировать и мясокомбинат, куда коров возят на убой. Разделкой и заморозкой занимается другое предприятие. Говядина поступает на завод «Хипп» и в нишевые кафе в Москве.
— Себестоимость говядины у нас невысокая — около 150 рублей за кило в живом весе. А вот логистика сложная: до мясокомбината — 250 километров, до промежуточной переработки — 120. Потом «Хипп» везет мясо под Калининград, — рассказывает Накаряков. — Планируем построить свой цех по выпуску фарша и пельменей. Начинаем органический молочный проект в Мосальском районе — нам досталась ферма и роботы-доярки, можно выпускать продукцию для сети «Глобус». В перспективе в Калужской области сосредоточимся на молоке, а мясное стадо переведем в Оренбуржье.
Продолжим производить органическую гречиху, полбу, овес и горох. Вопрос с картофелем и овощами — в проработке.
Органик-проекты «ЭкоНивы» прибыли не приносят. ШтефанДюрр относится к этому философски: для становления рынка нужно время. Его больше беспокоит вопрос — как позиционировать органик-продукцию. Ведь компания уже продает под своей маркой обычное молоко.
— В «Глобусе» оно стоит 68 рублей за литр. И вот рядом будет органик-молоко по сто. Если сеть уменьшит свою маржу, выйдет дешевле. Вопрос: а надо ли? Состоятельные люди доверяют дорогим продуктам… Правда, при цене 85 рублей за литр мы сможем увеличить объемы продаж, — рассуждает Дюрр. — Если завоюем доверие потребителя. Обычное молоко мы подаем как «очень натуральное» (стандарты «ЭкоНивы» жестче ГОСТа), «зеленое». А органическое — «еще зеленее»? Если подчеркнуть, что в органик-производстве запрещены пестициды, человек подумает: «Ага, так в натуральном молоке они есть!» Конечно, их там нет. Но как это объяснить в двух словах… К тому же есть опасение, что среди компаний, которые получат органик-сертификаты, найдутся два-три жулика и испортят нам всю кашу!