Ритейлерам и поставщикам в декабре 2018 года запретили возвращать непроданный товар производителю. Из–за этого теперь некоторые продукты не всегда есть на полках магазинов.
Запрещено отправлять обратно продукты, срок годности которых не превышает 30 дней, — это прежде всего свежее мясо, рыба, молочная, кондитерская продукция, овощи и фрукты, хлебобулочные изделия.
До введения запрета ритейлеры возвращали поставщикам до 30% мяса и до 50% хлебобулочной продукции. В Минсельхозе потери только хлебопекарей от возврата продуктов оценивали в 30 млрд рублей в год (4% от оборота). Чтобы поддержать производителей, были приняты поправки в законы «О развитии сельского хозяйства» и «Об основах госрегулирования торговой деятельности». Фактически законодатели заставили сетевиков заказывать товары «по потребности», пишет Деловой Петербург.
Лежит, пока не раскупят
«При переходе на новую систему основной объем работы лег на корректировку заказов на местах, — сообщил генеральный директор ООО «Призма» (сеть Prisma) Ярмо Паавилайнен. — Это не быстрый процесс, так как ситуация с трафиком меняется постоянно в зависимости от сезонности и праздников».
Впрочем, продолжает он, сеть достаточно быстро перестроилась. «Например, если мы заказывали 10 лотков хлеба и три возвращали, сейчас заказываем семь», — поясняет он. По оценке Паавилайнена, ритейлеру удалось сохранить ассортимент товара, а в категориях свежей продукции увеличить рост продаж.
В «Ленте» сообщили, что до введения запрета возвращали только некачественный товар. Однако после внесения поправок в законодательство пришлось пересмотреть ассортимент, вывести неэффективные позиции, а также пересмотреть систему заказов. По словам представителя ритейлера Марии Филипповой, изменения в основном коснулись категории «торты и пирожные». «В целом нововведения помогли сократить нераспроданные остатки и связанные с этим издержки», — уточнила она.
Сеть «ВкусВилл» и ранее выстраивала отношения с поставщиками на безвозвратной основе, сказал управляющий по качеству и закупкам компании Евгений Римский. «Предполагаем, что некоторые поставщики могут столкнуться с падением заказов из-за опасений сетей не продать товар в пределах срока годности», — отметил он.
«Новый закон привел к проблемам с доступностью товаров с коротким сроком годности. Больше других пострадали хлеб, мясо, рыба, молочные продукты и детское питание», — отметил управляющий и со-основатель сервиса доставки продуктов «Айгудс» (iGooods) Григорий Кунис. По его словам, теперь товар на полке лежит до тех пор, пока его не раскупят либо пока не истечет срок годности. Лишь после этого на прилавок выкладывают более свежие продукты.
По оценке предпринимателя, это особенно заметно утром — до 9–10 часов (пока идет выкладка на полки) и вечером.
«К 17–18 часам в магазине может не остаться черного хлеба, так как его закупка сократилась. Или какое–то время может совсем не быть филе рыбы или свинины», — отмечает Кунис. При этом если раньше можно было найти на полке аналогичный товар — более свежий, то теперь «пока совсем крайний срок не подойдет, новой поставки не будет».
Клиенты сервиса стали отменять заказы или просто остаются недовольны ассортиментом. Никому не понравится кефир и мясо со сроком годности, условно, 1–2 дня, резюмирует Кунис.
Возврат в правовое поле
«До перехода на безвозвратную систему мы сами разделяли и передавали нереализованную продукцию и упаковку на переработку (это следует делать отдельно), — отметила представитель группы «Фацер» (Fazer) Екатерина Кулиненко. — Сейчас эта нагрузка легла на ритейлеров, и не у всех достаточно операционной эффективности, чтобы быстро перейти на новую схему работы, это влияет на объем заказа, ассортимент на полке и в конечном итоге отражается на потребителе».
Впрочем, добавила Кулиненко, потребление хлеба в России, как и во всем мире, снижается, особенно в больших городах. «Основные европейские тренды, которые актуальны и для России, судя по потребительским моделям в Петербурге и Москве, — здоровый образ жизни и wellbeing, перекусы. На отрасль также влияет рост цен на муку: по данным открытых официальных источников, он достигает 50%», — уточнила она. В 2019 году Fazer впервые за 2 года повысил цены на продукцию, сделав это выборочно, говорят в компании.
Раньше отношения поставщиков с сетями находились вне рамок правового поля, но, поскольку крупные компании контролируют почти всю розницу, приходилось идти им навстречу, поясняет юрист крупной компании–дистрибьютора на условиях анонимности. По его словам, ритейлеры при возврате «просрочки» выписывали накладную и счет–фактуру, соответственно, налоговая требовала учитывать его как продажу. «Получалось, что мы проводили ее по цене с учетом торговой наценки и списывали себе на убытки. Это еще повезло, что такими «сделками» не интересовалась СЭС», — сказал собеседник ДП.
Некоторые магазины действительно пересмотрели объемы закупаемой продукции в сторону уменьшения, но это не привело к дефициту товаров — скорее это вопрос устранения излишков, полагает зампредправления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
По его оценке, сети борются с излишками, вводя скидки. «Для потребителей это только плюс, ведь они могут приобрести качественный товар по более низкой цене», — говорит эксперт. В ряде случаев ввиду неграмотного планирования в сетях, которые пошли по пути сокращения заказа, вечером некоторые категории скоропортящихся товаров могут отсутствовать. Но «такие случаи носят единичный характер», резюмирует Леонов.
Согласно поправкам в закон о торговле, его соблюдение на территории Петербурга контролирует региональное управление ФАС. «Жалобы в Санкт–Петербургское УФАС на действия торговых сетей от поставщиков с начала 2019 года не поступали», — сообщила «ДП» представитель ведомства Марина Нериновская.