Уже полгода в хозяйстве Алтайского края коровам в желудок помещают специальные датчики, которые в режиме реального времени «сообщают» о животном все: от температуры до готовности к беременности
Современные технологии в аграрном производстве — то, о чем сейчас говорят постоянно, однако не все отваживаются вносить в привычный сельхозритм инновационные ноты. Директор сельхозпредприятия «Октябрьское» Алексей Бабаков — как раз один из тех, кто постоянно следит за сельскохозяйственными новациями и сразу применяет их на практике.
Уже полгода в его хозяйстве — первом и пока единственном в крае — постепенно внедряют технологию, которая предусматривает помещение в желудок коров специальных датчиков, в режиме реального времени «сообщающих» о животном все: от температуры до готовности к беременности. Сегодня о работающей в «Октябрьском» технологии уже можно сделать предварительные выводы: насколько она эффективна и выгодно ли ее применение.
Первые на Алтае
Сельхозпредприятие «Октябрьское» в Зональном районе Алтайского края — одно из самых современных в регионе. Дойное стадо в хозяйстве — 630 голов, средняя продуктивность в прошлом году возросла до 7,7 тыс. кг молока на одну корову.
Всем коровам в целях идентификации давно вживлены чипы с цифровой информацией. Но в апреле 2019 года директор сельхозпредприятия Алексей Бабаков пошел еще дальше — в качестве эксперимента специальные датчики установили и в желудки животных. В режиме реального времени устройства дают полную информацию о состоянии животного.
«Это почти что космос для нас. Собираем информацию, анализируем, специалисты по этой системе подсказывают, на что надо обратить внимание. Информации для размышления и работы более чем достаточно», — рассказывает Бабаков.
Австрийскую технологию в Алтайском крае развивает Центр технологического развития «Информационных технологий». Замдиректора по развитию бизнеса организации Михаил Клушин говорит, что с «Октябрьским» они начинали работать по различным направлениям, комплексно, и в том числе предложили передовой метод мониторинга животных. Клушин подчеркивает, что в Алтайском крае это первое и пока единственное предприятие, которое отважилось использовать такие датчики.
«В апреле поставили первые десять датчиков. Протестировали, на предприятии увидели преимущества, в июле еще 30 поставили. Сейчас совместно с коллегами, которые занимаются кормлением, рассматриваем ряд мер, которые можно принимать на основании информации с датчиков, отрабатываются алгоритмы действия», — поясняет Клушин.
О чем мычат коровы
Установка датчиков не травматична. С помощью специального приспособления-аппликатора корова, по сути, заглатывает болюс — так называется датчик в ветеринарии и зоотехнике — как пилюлю.
«Это цилиндр 13 см в длину и около 4 см в ширину. За счет своего веса и формы он оседает в одной из четырех камер желудка у коровы, — рассказывает Алексей Бабаков. — Корова сама рассказать о своем состоянии не может: не может пожаловаться, что что-то не так с кормом или его мало, что заболела, ей мало воды, или, что для аграриев очень важно, буренка готова к осеменению».
«В первую очередь, датчики дают круглосуточное ветеринарное наблюдение. Специалисты имеют возможность анализировать круглосуточные изменения температуры, что позволяет обеспечивать непрерывный ветеринарный контроль — и тогда понятно, в норме ли животное или есть отклонения. Могут благодаря непрерывной термометрии судить о развитии воспалений на начальной стадии, когда еще не видно клинических признаков. Ветеринарным врачам поступает сигнал, что у животного поднялась температура и нужно посмотреть, что происходит», — поясняет Клушин.
Аппарат каждый день поставляет оперативную информацию на компьютер об активности, температуре животного, кислотности в желудке. Специалист может сразу анализировать данные, предлагать выходы из ситуации, не допуская серьезных проблем. Датчики, по словам Бабакова, помогают скорректировать отстроенные технологические процессы, которые созданы на предприятии, и улучшить их до мелочей, рассчитать корма и необходимые кормовые добавки.
«Вот пример — мы подозревали в желудке у коров высокую кислотность, но подтвердить ее не могли. Тем не менее соду в пищу всегда добавляли в летний период — это связано с погодой. Сейчас у нас есть документальное подтверждение этой догадки, теперь мы можем кислотность определять в режиме реального времени», — подчеркивает Алексей Бабаков.
Кислотность — очень важный показатель для производства молока. Теперь, как говорит Клушин, у зоотехников есть полное представление о том, как работает у коровы желудок. Продуктивных коров кормят разными кормовыми добавками, чтобы они давали больше качественного молока. Однако добавки, работая на продуктивность, могут закислять среду.
«В желудке у коровы могут развиваться не совсем те бактерии, которые нужны, — благотворная среда умирает, потому что желудок становится слишком кислым для нее — там появляется избыток молочной кислоты, которая кроме того, что убивает правильную микрофлору, сжигает стенки желудка коровы и понижает продуктивность, а дальше вызывает такое заболевание, как ацидоз, которое влияет на все состояние коровы. Так что одна из задач — предотвращение ацидоза», — поясняет Клушин.
Экономическая выгода от буренки через СМС
Директор хозяйства Бабаков работу датчиков называет технологией XXI века. Специальная программа сбора данных онлайн установлена не только на компьютерах предприятия, но и на смартфоне директора. Сообщения о состоянии животных можно отслеживать 24 часа в сутки.
«Когда была жара, они сигнализировали мне: «Ребята, у нас повышенная температура», — и мы понимаем, почему коровы стресс испытывают. Это опять же сказывается на продуктивности. Конечная цель — получение максимальной продуктивности. Я этот датчик называю «транслейтер», то есть они нам переводят то, что корова хочет сказать мне и зоотехнику», — поясняет руководитель хозяйства.
Клушин уже видит, какую реальную экономическую выгоду несут датчики и какие убытки с их помощью удалось предотвратить. Стоимость одного датчика вместе с установкой — примерно 9−10 тыс. рублей, при этом срок его работы — четыре года, то есть по сути столько, сколько корова находится в промышленном стаде.
Еще одна ценная функция — выявление у коровы половой охоты, или готовности к осеменению. «Это помощь в воспроизводстве — очень важной области сельского хозяйства: не будет беременности у коровы — не будет молока. Есть определенный период у коровы, когда она восстанавливается после отела, но в последующие 20–30 дней важно как можно быстрее оплодотворить корову, сделать ее стельной, потому что каждый день нестельности коровы — примерно 300 рублей убытка в хозяйстве. Если мы пропустили этот период, то, грубо говоря, — 6−7 тыс. рублей убытка хозяйство понесло, и так в каждом половом цикле коровы», — рассказывает Клушин.
С помощью информации с датчиков удается выявить случаи субклинического мастита, воспаления вымени, то есть предотвратить развитие болезни в клинической форме, а значит, предотвратить выбраковку молока на 3–4 тыс. рублей за каждый выявленный случай.
Клушин говорит, что всего один такой случай «отбивает» половину стоимости датчика, кроме того, если вовремя осеменять корову, то непропущенный цикл — это 6 –7 тыс. рублей предотвращенных убытков. По сути, датчик окупает себя за один-два года эксплуатации, даже если говорить лишь о задачах ветеринарии и воспроизводства.
А еще серьезный экономический эффект получается при оптимизации программы кормления и, как следствие, увеличения продуктивности животных. Алексей Бабаков с ним согласен: он тоже считает, что примененная технология дает уверенность и подтверждает, что предприятие движется в правильном направлении.
«Реальное подтверждение, что мы правильно что-то делаем, вносим корректировки. В прошлом году удои были 7,7 тыс. кг за год на одну корову, в этом году, наверное, к 9 тыс. подойдем, — я не думаю, что это связано с внедрением датчиков, но и они тоже сыграли большую роль. Когда закончится уборочная — сядем и проанализируем, потом будем смотреть дальнейшее движение», — поясняет директор.