Эксперты рассказали в Совфеде о том, что делается для того, чтобы предотвратить резистентность к противомикробным препаратам.
Россияне, как и граждане многих других стран, привыкли к самолечению. Многие даже не видят ничего зазорного в том, чтобы назначить себе на всякий случай препарат-антибиотик при насморке или лёгком недомогании. В результате, когда возникает действительно опасная инфекция, её возбудитель успешно противостоит препаратам. Чтобы привлечь внимание к проблеме, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ежегодно в разгар сезона простуд проводит Неделю правильного использования антибиотиков. В её рамках о путях выхода из «антибиотикового» кризиса говорили на «круглом столе» в Совете Федерации.
Страшилка о неуязвимых микробах становится реальностью
Длительный период бесконтрольного применения противомикробных препаратов привёл к распространению таких форм микроорганизмов, которые устойчивы к противомикробным препаратам. Бактерии всё чаще развивают способность выживать под воздействием лекарств, предназначенных для борьбы с ними. Только в Европе устойчивость возбудителей инфекции к кларитромицину, который используют для лечения заболеваний желудка, за 20 лет выросла вдвое. Об этом свидетельствуют результаты исследования, которое недавно представили на конгрессе гастроэнтерологов в Барселоне.
Снижение чувствительности к антибиотикам может вернуть человечество в доантибиотиковую эру, когда обычные инфекции могли легко убивать людей. От резистентности к лекарствам в мире каждый год умирает более 700 тысяч человек, из них 22 тысячи случаев приходится на европейские страны, рассказал первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Каграманян, открывая «круглый стол».
«По данным международных экспертов, если не принимать на уровне государств под эгидой Всемирной организации здравоохранения скоординированных мер, то к 2050 году эта цифра может увеличиться до 10 миллионов человек», — продолжил сенатор.
Со временем может просто не остаться работающих антибиотиков, а инфекционные заболевания приобретут масштаб пандемий. «Ситуация особенно осложняется тем, что темп разработки и выхода на рынок новых антибиотиков в последние десятилетия резко замедлился. И вероятность того, что в ближайшем будущем появится новые антибиотики, которые будут использоваться взамен неэффективных ввиду резистентности препаратов, достаточно мала», — добавил Каграманян.
Российские микробиологи и клинические фармакологи вместе разрабатывают меры, которые надо будет принимать в ближайшее время, заверила помощник министра здравоохранения Ляля Габбасова. В сентябре 2017 года Правительство утвердило Стратегию предупреждения распространения антимикробной резистентности.
«Проблема устойчивости к противомикробным препаратам за последние 20 лет приобрела особую актуальность в странах с развитой системой здравоохранения и интенсивным ведением сельского хозяйства. Её стали оценивать как фактор глобальной биологической угрозы, создавать правительственные комиссии и госпрограммы. В России эта тема обозначена в числе приоритетных направлений в «Основах государственной политики в области химической и биологической безопасности РФ на период до 2025 года», — напомнила Габбасова.
Одна из составляющих стратегии — ликбез по применению лекарств среди граждан. Девиз информационной кампании — «Антибиотик — надёжное оружие, если цель — бактериальная инфекция». Любой может зайти на сайт antibiotic-save.ru, чтобы узнать о таких препаратах.
Антибиотикам скажут «стоп» в животноводстве
Отдельная проблема — широкое применение антибиотиков сельхозпроизводителями. Препараты дают животным для профилактики, и нередко они остаются в мясе, которое попадает в магазины и на рынки.
«К сожалению, мы достаточно часто находим остатки лекарственных средств в продукции животного происхождения. Это касается и птицеводства, и свиноводства, и животноводства в целом», — признал Леонид Киш, директор Всероссийского государственного центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов.
Так, в центре проверили популярный препарат амоксициллин. Согласно инструкции, он выводится из организма свиньи через две недели, но этого не произошло и через четыре. К уровню нормы показатели пришли только через два месяца.
Кроме того, производитель больше всего заинтересован в сохранности поголовья, а это приводит к бесконтрольному использованию фармакологических субстанций. «Для профилактики применять антибиотики нельзя, наша задача сделать так, чтобы было выгодно отпускать их только по рецепту и только в лечебных целях», — подчеркнул Киш.
Министерство сельского хозяйства совместно с Россельзознадзором уже подготовили законопроект, который как раз посвящён использованию лекарственных препаратов в ветеринарии. «С одной стороны, наша задача — сохранить поголовье, а с другой — мы не должны допустить, чтобы в продукции животного происхождения осталось что-то, что в дальнейшем может повлиять негативно на здоровье человека», — пояснила директор Департамента ветеринарии Минсельхоза Полина Смышляева.
Рекомендации ВОЗ
Никогда не покупайте антибиотики без рецепта врача.
Не ждите, что врач будет выписывать антибиотики при каждом инфекционном заболевании. Многие респираторные инфекции, в том числе простудные заболевания и грипп, вызывают вирусы. Антибиотики могут излечивать только бактериальные инфекции; если они не будут эффективными при вашем заболевании, вам эти лекарства не нужны, а их применение может сделать вас более уязвимыми в будущем.
Если вам выписаны антибиотики, принимайте их в строгом соответствии с указаниями врача или фармацевта. Всегда заканчивайте назначенный курс лечения, даже если вы стали чувствовать себя гораздо лучше. Если вы не сделаете этого, инфекция может возвратиться.
Никогда не принимайте лекарства, которые были выписаны другому человеку или при другом заболевании.
Старайтесь предупреждать инфекции. Регулярно мойте руки и советуйте членам своей семьи и своим коллегам делать то же самое.
Важным шагом является предупреждение некоторых бактериальных инфекций с помощью вакцинации. Фермеры должны давать антибиотики своим животным только по назначению ветеринара, но не как стимуляторы роста, что способствует распространению резистентности.