На минувшей неделе в России открылись две крупные козоводческие фермы — ООО «Козий молочный комплекс «Надеждинский» в Ставропольском крае на 2030 коз (новость об этом можно почитать здесь) и ООО «Мирный-Адыгея» в Майкопском районе Республики Адыгея.
Ферма в Адыгее рассчитана на 2 тыс. голов коз, сейчас здесь содержится 1017 голов племенных коз зааненской породы. Одновременно завершилось строительство завода по переработке козьего молока производительностью до 6 тыс. литров в смену. В планах предприятия наладить выпуск адыгейского сыра для экспорта. ООО «Мирный-Адыгея» намерено построить еще 12 козоводческих ферм по 2 тыс. голов каждая.
Также на прошлой неделе стало известно, что в Коми планируется создать селекционно-козоводческую ферму и центр по переработке козьего молока. Этот вопрос обсуждался на выставке «Зеленая неделя» в Берлине на деловой встрече, в которой приняли участие глава регионального Минсельхоза Анатолий Князев, генеральный директор российской компании ООО «Грин Хилс» (Агроновия) Дмитрий Туз и председатель совета директоров немецкой компании EDI AG Томас Трабулси.
Как сообщил Анатолий Князев, на встрече также обсуждался вопрос экспортных поставок молока, выдержанных твердых и сливочных сыров, а также творога и йогуртов в Германию и другие страны Европы и Ближнего Востока.
Комментарий эксперта. Мария Жебит, директор по связям с общественностью и госорганами, Национальный союз производителей молока «Союзмолоко».
— В настоящий момент лишь 20 % сырья попадает в переработку при общем объеме производства в 250 тыс. тонн. При этом поголовье оценивается в 2,1 млн тонн, однако большая часть из них содержится в личных подсобных хозяйствах. В секторе стали появляться точечные проекты, которые имеют промышленные масштабы, но пока говорить о больших оборотах в целом по стране нельзя.
При этом рынок козьего молока имеет большой потенциал. Потенциальный объем рынка можно оценить в 3 млрд рублей, треть из которого приходится на категорию детского питания на основе козьего молока. На полках конкуренция в сегменте козьих и овечьих сыров или других продуктов довольно низкая, при этом ценовой сегмент — выше среднего, что позволяет реализовывать молоко по более привлекательной для производителя цене по сравнению с коровьим.