Российский товарный экспорт по-прежнему характеризуется низким уровнем диверсификации: за последние десять лет доля несырьевых товаров во внешних поставках выросла с 47% до 53%. Минэкономики в годовом докладе об итогах внешнеэкономической деятельности РФ отмечает невыполнение целей экспортного нацпроекта и предлагает изменить модель его реализации в пользу продвижения на внешних рынках близких групп товаров и технологий в успешных отраслях. Среди неэнергетических товаров самым успешным примером наращивания поставок остается агропром, хотя и там объемы экспорта в 2019 году в деньгах сократились. Основное же отставание от показателей зафиксировано в металлургии, леспроме и фармацевтике.
Экспорт товаров из России слабо трансформировался за десятилетие — несмотря на рост количества конкурентоспособных несырьевых товаров, общая сложность (степень передела) экспортируемой несырьевой продукции практически не изменилась, говорится в обзоре Минэкономики. В деньгах доля несырьевых товаров в 2010–2019 годах выросла с 47% до 53% (за последний год — с 52,5%), уровень диверсификации увеличился с 2,1 до 2,6 (чем выше показатель, тем лучше), но доля продукции высоких переделов в несырьевом неэнергетическом экспорте выросла лишь с 32% в 2010 году до 33,2% ($49 млрд) в 2019 году.
В 2019 году экспорт РФ снизился на 6%, до $422,8 млрд, на фоне снижения цен на углеводороды (экспорт продукции ТЭК составил $262,5 млрд). Страна оставалась нетто-экспортером товаров ТЭК, лесобумажной и металлургической продукции, но значительный торговый дефицит сохранялся в химической и машинно-технической, а также в текстильной и обувной отраслях. При этом объем несырьевого неэнергетического экспорта превысил $150 млрд, хотя, согласно нацпроекту «Международная кооперация и экспорт», должен был достичь $160 млрд (здесь Минэкономики и Минпромторг совместно с РЭЦ расходятся в оценках: последние учитывали досчет вылова рыбы, которого нет в данных ФТС,— их использовали в Минэкономики). Основной объем отставания от целевых показателей несырьевого неэнергетического экспорта товаров в рамках нацпроекта пришелся на металлургию — $3,1 млрд, у лесопромышленного комплекса оно составило $1,5 млрд, в фармацевтической и косметической промышленности — $200 млн. По прочим отраслям (машиностроение, химическая и легкая промышленность и АПК) показатели были достигнуты или превышены.
Самым успешным примером диверсификации и увеличения экспорта авторы считают агропром, хотя и его внешние поставки в прошлом году снизились на 0,7%, до $24,8 млрд (злаки, рыба и растительные масла в сумме обеспечивают почти две три экспорта АПК РФ). Но за последние десять лет доля России в мировом продовольственном экспорте выросла более чем в два раза. Этому способствовало снятие фитосанитарных ограничений в странах-покупателях: в 2019 году российская пшеница поставлялась в 96 стран мира в сравнении с 53 странами десять лет назад, ячмень и кукуруза — в 33 страны (23 и 13 стран в 2010 году соответственно).
По остальным направлениям авторы указывают на необходимость «проработать новые подходы к экспортной политике с учетом возможного эффекта внешних поставок на экономический рост» и рассмотреть возможность группировки близких (по институциональной среде, капиталу, технологиям, производственным цепочкам) товаров, используя успех одних для продвижения других: в пример в ведомстве приводят фармацевтику, нефте- и газохимию. Предлагается рассмотреть варианты перестройки и автопрома с переориентацией его на экспорт. Помимо этого необходимо снятие ограничений доступа на внешние рынки — в прошлом году были отменены 33 такие меры, устраненный ущерб от их действия составил около $723 млн в год. В том числе в рамках ВТО было снято пять ограничений для экспорта (ущерб по ним составлял $370 млн) — по поставкам косметики в Китай, нефтепродуктов и биотоплива в Хорватию, продукции из стали в Турцию, автомобилей во Вьетнам и квот на ввоз муки и молока в Монголию. Сейчас ведется работа по либерализации еще 30 мер из 13 стран, уточнили в ведомстве.