«За июль торговые обороты российского бизнеса выросли на 22% и превысили показатели марта, который отличался потребительской активностью, когда россияне, опасаясь ухудшения экономической ситуации на фоне распространения пандемии, активно закупали товары первой необходимости, бытовую технику и продукты», — отмечается в исследовании. Июльская динамика позволяет «делать выводы о тенденции к восстановлению розничной торговли и потребительской активности после коронакризиса».
Исследование проведено на основе данных по торговым оборотам 15 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей — клиентов ПСБ по торговому эквайрингу.
В июле наибольшие темпы роста также продемонстрировали продовольственные товары — торговые обороты в сегменте «Продуктовые магазины» выросли на 24% по сравнению с «докоронавирусным» мартом. Сфера «Салоны красоты» в июле показала скромный рост в 9%, что может быть связано как с более осторожным поведением людей из-за пандемии, так и продолжением режима удаленной работы во многих компаниях. Оказывает влияние на обороты индустрии красоты и затянувшийся дачный сезон, который многие россияне открыли еще в апреле в связи с режимом самоизоляции, уточняется в исследовании.
Небольшой рост на 4% в сфере «Техника» объясняется тем, что эта сфера в текущем году прошла уже две волны потребительского спроса. В марте, когда люди опасались роста курса доллара, и в апреле, когда переход на удаленный режим работы вызвал всплеск спроса на ноутбуки и офисную технику, которую покупали для выполнения работы из дома.
Падение в сегментах
По данным исследования, на фоне общей тенденции к росту оборотов самое большое падение показал сегмент «Аптеки» — минус 43%. Это обусловлено как сезонным фактором (летом респираторными заболеваниями болеют меньше), так и завершением ажиотажного спроса на маски и антисептики. Однако осенью можно ожидать роста оборотов данной сферы.
Не смог восстановить докоронавирусные обороты сегмент «Туризм» — минус 14% по сравнению с мартом 2020 года, что было ожидаемо на фоне действующих во многих странах ограничений на внешний туризм. Кроме того, многие отказываются от дальних поездок, пытаясь минимизировать контакты и риски заражения коронавирусной инфекцией, отмечается в исследовании.