Локдаун, спад деловой активности и потребительского спроса привели к заметному сокращению рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок в прошлом году. Согласно данным Росстата, по итогам 2020-го их объем в стране снизился на 5,7%. За первое полугодие 2021-го наметилось восстановление сегмента, а грузооборот увеличился на 5,4%, составив 130,9 млрд тонно-километров.
Однако на фоне положительной динамики участники рынка отмечают ряд проблем, с которыми столкнулась отрасль еще с 2019 года. Кроме постоянных трат на электроэнергию, водоснабжение и топливо существенно возросли расходы на обновление и содержание автопарков, на горюче-смазочные материалы.
Так, в бизнес-модели необходимо учитывать ежегодную индексацию тарифов на жилищно-коммунальные услуги: в 2020 году рост платы в среднем по России составил 3,1%, но в 2019-м была повышена ставка НДС — с 18 до 20%.
За последние два года регулярно увеличивается стоимость бензина: по сравнению с началом года к середине лета он подорожал на 4,3%, а дизельное топливо — на 2,4%.
К этой динамике расходов прибавились неожиданные траты: с конца 2020 года во всем мире начался резкий рост цен на металлы и металлопродукцию. Только за прошедший май, по данным Росстата, цены в российских обрабатывающих производствах в металлургии выросли на 19–32,7%. Дорожает продукция всех металлоемких отраслей, в том числе, подчеркивают автопроизводители, и стоимость компонентов.
Таким образом, затраты на обслуживание автопарков включают в себя большое количество расходов, которые иногда выходят за рамки прогнозируемых тарифов и цен из-за волатильности на мировых рынках.
Более предсказуемо оперировать тратами в долгосрочной перспективе можно с помощью сервисного контракта, плата по которому равномерно распределяется в течение всего срока контракта, считают в компании Scania, входящей в десятку крупнейших автомобильных производителей грузовой техники. «Бизнесу важно иметь прогнозируемую структуру расходов, это позволяет более грамотно управлять финансами», — объясняют в Scania появление подобных предложений в пакете услуг компании.
Развернуть
{{sliderIndex+1}} / 4
<div class="text-include-gallery__control text-include-gallery__control_next" ng-click="nextSlide()" ng-show="sliderCircle || (sliderIndex
Математический подход
С помощью контрактного обслуживания автопарка можно сэкономить на ремонте и покупке запчастей. При нестабильной рыночной ситуации сервисный контракт позволяет спрогнозировать расходы как минимум на полгода вперед, так как перерасчеты проводятся не чаще раза в шесть месяцев. Равномерная ежемесячная оплата уменьшает риск одномоментных высоких трат на ТО и помогает предотвращать непредвиденные расходы, стоимость которых может достигать миллионов рублей.
Производитель грузовиков берет на себя решение задач по сервисному обслуживанию и ремонту техники. Такой подход может обеспечить высокий коэффициент технической готовности автопарка, значительно снижает риски непредвиденных поломок и простоев. Ведь из-за простоя техники упускается прибыль, выбивая бизнес из колеи.
Как пример, расчеты по программе «Премиум«. Разница в цене регламентного техобслуживания и ремонта для тягача 4×2 с годовым пробегом 230 тыс. км при эксплуатации на легких магистральных перевозках за период более двух лет может достигать 40%, или 711 943 рублей для данного примера.
Это обеспечивается за счет гибкого графика техобслуживания Scania Fleх в рамках сервисного контракта и специальной скидки — 20% на весь объем работ и деталей. Так, если тягач используется 27 месяцев, то обычное ТО проводится раз в 2–3 месяца, а его единовременная стоимость — начиная со второго ТО и далее — колеблется от 69 тыс. до 150 тыс. рублей (в других случаях сумма может отличаться, поскольку зависит от разных факторов эксплуатации).
Гибкий план техобслуживания, в отличие от традиционного периодического плана ТО, адаптируется под фактические условия эксплуатации каждого автомобиля. Это оптимизирует межсервисные интервалы, увеличивает время беспрерывной работы техники и помогает избегать непредвиденных поломок.
Договор включает ремонт деталей и узлов грузовика из-за их нормального износа или дефектов — без ограничений по стоимости — и заключается на срок от двух до пяти лет на новые ТС (в возрасте не более шести месяцев и с пробегом не более 50 тыс. км). По сравнению с пакетом услуг Scania «Оптима 2.0«, премиальное предложение не только покрывает силовую линию машины — двигатель, коробку перемены передач, ведущий мост и раздаточную коробку, — но и предполагает ремонт охлаждающей, тормозной, топливной и выпускной систем, карданного вала, рам, подвески, рулевого управления, других деталей и узлов.
Сервисный контракт позволяет сгладить нехватку запчастей на рынке, вызванную мировым кризисом 2020 года. Поскольку каждый визит клиента на сервис заранее планируется, дилер напоминает о предстоящей дате обслуживания за несколько недель и делает все возможное, чтобы обеспечить наличие нужных деталей и расходных материалов.
Стоимость контракта рассчитывается исходя из регламентов ТО и условий эксплуатации автомобиля. Среди факторов — полная масса, годовой пробег, расход топлива, наработка, в том числе вхолостую, сернистость топлива, атмосферная влажность, уровень запыленности и потребления электроэнергии, содержание биодизельного топлива, тип и ровность дорожного покрытия, а также соль, температура эксплуатации, топография, частота остановок и количество смазок между заменой масла.
Поменяться цена заключенного контракта — как в большую, так и в меньшую сторону — может только при изменении условий эксплуатации ТС со стороны автоперевозчика, а также, учитывая неопределенность на рынке, из-за роста или спада цен на запчасти, которые зависят от инфляции, волатильности курса валют, удорожания материалов и энергоресурсов. Примечательно, что еще в 2019-м стоимость запчастей сохранялась на протяжении всего года, а в 2021-м выросла на 4,4% в связи со скачком цен на металл. Масло Scania Oil подорожало на 11,5% из-за значительного роста стоимости базовых масел за последние 12 месяцев. Но даже на фоне нестабильной экономической ситуации производитель грузовой техники стремится сохранить максимальную конкурентоспособность предложения. Так, в рамках комплексного предложения «Драйв», которое идет вместе с финансированием «Скания Лизинг», корректирующие платежи выставляются только при колебаниях валюты более чем на 15%.
Поскольку контракт Scania «Премиум» обеспечивает владельцу техники защиту от непредвиденных поломок и качественное техобслуживание, остаточная стоимость машины сохраняется на оптимально высоком уровне, что становится преимуществом при продаже. Также при использовании сервисного контракта автоперевозчик оптимизирует функции администрирования и контроля, не теряет времени на заключение отдельных договоров при каждом заезде на сервис и упрощает документооборот.
Автомобиль в коммерческих грузоперевозках — это инструмент, с помощью которого бизнес зарабатывает деньги. Как и самолет, который должен летать, чтобы оставаться рентабельным для авиакомпании, грузовой автомобиль всегда должен быть в исправном состоянии, чтобы вовремя отправиться в рейс. Ведь даже день простоя приносит ущерб. Именно надежный автопарк позволяет перевозчику сформировать устойчивую модель ведения бизнеса и повышать рентабельность, а доходы направлять на развитие.